Получи документы

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников.

Викa Беликова
Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников.

Беликова В. Н., воспитатель

МБДОУ д/с № 33

Самоделко Е. В., педагог-психолог

МБДОУ д/с № 33, г. Белгород

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Публикация «Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников,» размещена в разделах

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших учений формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек).

Для девочек, это игры на семейно – бытовые типы. Для мальчиков, это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей».

Работу с детьми по гендерной социализации мы проводим комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации. НОД осуществляем в рамках тематических недель: например «Мы разные мальчики и девочки», «Мужчина и женщина - какие они?», «Я мальчик будущий мужчина», «Я девочка будущая мама», «Маленькие рыцари» и «Маленькие принцессы».

При подготовке к занятиям мы тщательно продумываем все моменты:

1. Пути решения познавательных задач должны носить как информационный, так и исследовательский характер.

2. Продумывать вопросы к занятиям, с учетом особенностей разного пола.

3. Использовать большие наглядности так, как это важно для мальчиков.

4. Использовать проблемные ситуации на занятиях помня, что для девочек нужны и важны ситуации развивающего характера.

При обучении детей новому материалу разделяем детей на подгруппы, мальчики и девочки, рассаживаем детей на занятиях мальчик – девочка, так как, дети взаимодополняют друг друга.

Вначале занятий используем игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам акцентировать внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных способностей особое внимание обращаем на:

-привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре к социально – одобренных образов женского и мужского поведения;

- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства, для игр «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

В процессе выполнения задач по представлению о различиях между мальчиками и девочками как внешних так и в чертах характера и поведения, воспитываем культуру общения с партнерами противоположного пола, в различных ситуациях и игровой деятельности детей.

Хочется отметить, что у детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу. Умение быть опрятными, видеть и устранять недостатки своего внешнего вида, одежды и др. Навыки оказания друг другу помощи в игре, совместной деятельности. Дети умеют видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Многие игры для девочек могут нравиться мальчикам и наоборот. Например игры «Волшебный цветок», где детям предлагали собрать «цветок Дружбы», взять листок и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Собрав цветок дети аплодируют друг другу. В игре «Как я дома помогаю» - отрывая лепесток от цветка дети называют обязанности, которые выполняли в семье (полив цветов, «воспитание» младших сестер, братьев). А также игру «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Благодарные поступки», «Пожелание» и др.

Одним из эффективных средств социализации как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях например: «Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы». Была проведена психолого-педагогическая диагностика «Рисунок человека», где в рисунках у девочек выражалась фемминость, а у мальчиков маскулинность.

Нами была запланирована и подобрана соответствующая художественная литература.

Для мальчиков и девочек – будущих мужчин и женщин подбираем сказки «Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора» «Маленькие умельцы и умницы», «Крошечка Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна Лягушка». Для воспитания у детей качеств защиты и сострадания рассказываются сказки - «Русалочка», «Добрыня и змей». Сказки «Морозко», «Дюймовочка», «Спящая красавица» обучают мальчиков и девочек мужскому и женскому этикету. Мальчиков и девочек будущих мам и пап сказки «Кукушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мальчик с пальчик» обучают детей мужским и женским обязанностям в семье. Обладанию опытом мужского и женского поведения в хозяйственной и бытовой деятельности способствовали трудовые поручения, которые так же распределялись в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняли работу связанную с применением физической силы, девочки с аккуратностью и опрятностью.

Именно роль педагога состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми в которых участвуют по желанию все дети так дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультировании (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например: провели консультацию «Игра - средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем провели практикум «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родителями не на славах, а на практике в совместной деятельности со своим ребенком освоили способы игровой деятельности. Предложили родителям создать совместно с ребенком альбом на тему: «Игры в которые я (мы) люблю (им) играть. Так же проводился семинар «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному», игра «Калейдоскоп», разработаны рекомендации для родителей «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

Наше дошкольное учреждение в своём развитии идёт в ногу со временем и в процессе инновационной работы реализует одну из основных задач дошкольного образования – социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия эффективного развития личности ребенка. Неотъемлемой частью деятельности ДОУ в режиме инноваций является психолого–педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Мы считаем, что гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которых доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Публикации по теме:

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Рекомендации для родителей «Мы мальчики» Во время занятий физической культурой взрослый уделяет внимание на такие умения и качества как:.

Консультация для воспитателей «Гендерный подход в организации игровой деятельности» Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию и воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей. Только благодаря систематическим.

Гендерный подход в организации развивающей среды группыГендерный подход в организации развивающей среды группы Для реализации данной задачи необходимо создать мобильную развивающую среду с учётом возрастных возможностей детей. Усвоение гендерного поведения.

Комплексный подход в организации процесса обучения и воспитания дошкольников с трудностями в обучении Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день.

Консультация «Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении» Современная система дошкольного образования в России развивается, как вариативная, что достигается прежде всего за счет многообразия образовательных.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Гендерный подход в организации развивающей среды в группе. ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст является особым периодом развития речи и ее коррекции, и эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников Личностно-ориентированное воспитание дошкольников Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Семинар-практикум «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников» СЕМИНАР «Мальчики и девочки обучаются по-разному. Гендерный подход в воспитании дошкольников» 1. Вводная часть. Актуальность (1) Многие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников.
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 16:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД