Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Бикбердина Файруза
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

В современном же обществе существует такой вариант воспитания: и девочек,

и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655, в области «Социализация» поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности.

Обращаясь гендерному аспекту в образовании обосновывается ряд существующих проблем:

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Цель моей работы помочь ребенку сформировать эмоционально – ценностное отношение к себе, положительное принятие своей половой роли, создания позитивного «образа Я».

Перед собой я поставила такие задачи как:

Создать развивающую среду для создания позитивного «образа Я» мальчика и девочки в группе.

Формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности.

Развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.

Воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности и мужественности.

Формирование гендерной принадлежности и идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социализация», которая тесно интегрируется с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Труд».

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1. Средства

2. Методы

3. Формы

Средства

• игры

• народные сказки

• пословицы

• колыбельные песни

Методы:

• игры

• познавательно-развивающие этические беседы

• проблемные ситуации

• схемы-действия

Форма

• игровая деятельность

• экспериментальная

• проблемно – поисковая

Для того чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:

3 типа мотивации

• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)

• личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)

• общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

Взаимодействия детского сада с семьей - необходимое условие успешного решения задач, которые я поставила. Родители - это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношения и взаимоотношения - основа психосексуального развития ребенка, становление его психологического пола формирование гендерной идентичности.

Формы работы с семьей разнообразны:

Традиционные Инновационные

Анкетирование Телефон доверия

Досуги и праздники Выпуск газеты

Родительские собрания Совместные педагогические мероприятия

консультации Вечера родителей с детьми

Групповые и индивидуальные беседы Посещение детей на дому

Тематические выставки

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Публикации по теме:

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это значительно повысит качество и.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Опубликовано: 3 марта 2014 в 10:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий летнего развлечения «Цветик — семицветик»
Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется...
Конкурс «Лучшая дорожка здоровья»
В нашем ДОУ 30 июня 2017 прошёл конкурс на лучшую «Дорожку здоровья». Разработано положение которое определяет порядок организации и проведения...
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет.
Легкоатлетическая эстафета. Фотоотчет. В нашем любимом городе Козловка на набережной реки Волга прошла легкоатлетическая эстафета на призы районной газеты...
Коллаж «Лето, лето яркого цвета!»
Доброе время суток всем, кто заглянул на мою страничку! Желаю вам приятного летнего настроения! Лето! Замечательная пора для игр, наблюдений, исследований,...
Фотоотчет о создании настольной игры своими руками
В нашем детском саду прошел день безопасности дорожного движения. И мы с ребятами решили своими руками сделать настольную игру "Водители, пешеходы,...