Лучший педагог года

Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Елена Устинова
Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста

Мастер-класс для педагогов

«Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в концепции развития мелкой моторики рук детей»

Слайд 1. В настоящее время раннее развитие детей становится все более популярным и актуальным среди родителей и педагогов. Среди множества существующих на сегодняшний день методик воспитания больше всего почитателей получила педагогическая система итальянского педагога Марии Монтессори. (Слайд 2) Эта система воспитания помогает малышу с первых месяцев жизни развиваться так, чтобы максимально задействовать свой личностный потенциал и превратиться в гармоничного и самостоятельного человека.

Публикация «Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах

Мария Монтессори была тем человеком, который впервые заметил, что детям неудобно пользоваться большими предметами – стульями, столами, умывальниками. И под ее руководством был создан целый маленький мир, состоящий из предметов обихода, находящихся на уровне глаз маленького малыша. Таким образом, ребенок мог дотянуться до любого нужного ему предмета без помощи взрослых, развивая самостоятельность и инициативу. С тех пор Мария Монтессори постоянно дополняла и усовершенствовала свои методы.

(Слайд 3) Основная цель методики М. Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики вы видите на слайде.

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. (Слайд 4) Первая из них – сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития :

Развитие речи (от 0 до 6 лет).

• Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).

• Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).

• Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).

• Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).

Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

Вторым составляющим является окружающая среда. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития.

Третье звено методики – педагог. Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода – ребенок сам свой учитель! Педагог должен научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут, нужно знать и применять главное правило методики Марии Монтессори : «Помоги мне сделать это самому!».

Для формирования точности движений важно создать подготовленную среду, учитывая моторные потребности ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений как всего тела, так и отдельно пальцев рук.

И здесь мы предлагаем вам перейти непосредственно к мастер-классу с целью познакомиться с играми по методике Марии Монтессори направленных на развитие мелкой моторки рук.

Слайд 5. Самомасаж. Все свои занятия по методике Монтессори мы начинаем с самомассажа. Самомассаж проводили с различными предметами (цветные карандашами с ребристой поверхностью, шишки, коврик травка, грецкие орехи, шарики су-джок и шарики для пинг-понга, массажными мячами) и без них. На слайде вы видите примеры самомассажа. Предлагаем вам выбрать для себя любой из представленных предметов и попробовать. Длительность массажа 2-3 минуты. После чего переходим непосредственно к упражнениям.

Слайд 6. «Цветные дорожки». Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

Слайд 7. «Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой — весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание — отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Слайд 8. «Коробочка с тканями». Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

Слайд 9. «Веселые прищепки». Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.

Слайд 10. «Мытье посуды». Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

Слайд 11. «Больше, меньше». Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

Слайд 12. «Разложим по порядку». Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Слайд 13. «Волшебное сито». Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Слайд 14. В своей деятельности Мария Монтессори активно использовала игры с водой. Это обусловлено тем, что игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Поэтому игры с водой для детей являются очень эффективным способом самотерапии.

Все игры и упражнения с водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обогащают сенсорный опыт ребенка. А это оказывает стимулирующее действие на речевые центры его головного мозга.

Слайд 15. Игры с песком – это естественная доступная каждому ребенку форма деятельности. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще вырастают уверенными в себе и успешными.

В качестве наполнителя песочницы можно использовать и другие сыпучие материалы, например, крупы: манную. Гречневую, перловую, рис, горох, фасоль, различные бусины. Организация игр с такими сыпучими материалами обеспечивает разнообразие ощущений, активизирует развитие сенсорной системы детей.

Слайд 16. А сейчас мы предлагаем вам игру с песком, которая очень нравится и детям и взрослым в любом возрасте. Проводится игра «Вулкан».

Слайд 17. А вот так в эту игру играют наши дети.

Слайд 18. Всем спасибо за внимание.

Антропова Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №78»

Устинова Елена Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №78»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы)Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебный клубочек» (из опыта работы)Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебный клубочек» (из опыта работы) Воспитатели: Корсун Е. Г. и Самохвалова С. В. ГБОУ школа №1989 г. Москва Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы) Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Генерализация педагогического опыта в использовании Монтессори-уроков в развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста
Опубликовано: 20 мая 2017 в 09:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД