Подарок: письмо от Деда Мороза

Герб Смоленщины

Цель занятия: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему; помочь детям понять, что герб — это эмблема, наследственный отличительный знак, выражающий исторические традиции владельца человека, города, государства.

Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов. Гербы России, Смоленска, смоленского района.

Обогащение и активизация словаря: символика, герб.

Предварительная работа: Беседа о государственных символах России

Взаимодействие с семьей: в рисование герб-семьи,

Методы и приемы: 1. Показ

2. Объяснение

3. Рассказ

4 .Поощрение

5. Обобщение

Ход занятия

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами посетили краеведческий музей, где мы с вами узнали, как жили наши предки.

Но сегодня, я приглашаю посетить краеведческий музей геральдике. Где мы побываем в прошлом и настоящем времени. Узнаем, что такое геральдика.

Познакомимся образованием герба-Смоленска.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним правило поведения в музее.

Воспитатель: Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен?

История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены.

Какие виды старинного оружия вы знаете?

Дети: металлические латы, кольчуги; на голове металлический шлем; лицо закрыто металлической маской или металлической пластиной, которая

называлась забрало.

Обращает внимание на вооружение рыцарей: копье, меч, щит.

Воспитатель: А что защищало воина? (Доспехи, щит.)

Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные, в доспехи

очень похожи и было, трудно определить, свой или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные

плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит.

Щит большой рисунок на нем хорошо виден.

Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины.

Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим.

Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев.

А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр.

Изображение на щите стали называть гербом.

Немало важную роль для гербов играл ЦВЕТ. Цвета гербов имели большое значение. Голубой, как безоблачное небо, означал красоту и величие; ярко зеленый, как весенняя трава – изобилие; красный, как кровь – мужество и храбрость.

Рыцари очень дорожили своим гербом.

Передавали их своим детям, внукам.

Гербом гордились и старались его не позорить.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город.

И герб рыцаря - хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитер как лиса.

По такому знаку всегда можно было узнать имя сражающегося

Знатные люди именитые украшали гербом ворота замков, дверцы карет, их вырезали на печатях.

Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щит.

Но гербы остались. Чаще всего герб по- прежнему имеет вид щита. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

Воспитатель: Давайте посмотрим вот этот стенд и посмотрим на гербы, подумайте и скажите, который из них вам знаком?

Дети: России.

Правильно, молодцы.

Воспитатель: Какое домашнее задание вы выполняли дома вместе с родителями, т. е. рисовали герб «Семьи».

Физ. минутка: «Наша Родина».

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг

(ходьба на месте)

Тысяча цветов в круг!

(Потягивания-руки в сторону)

К небу ручки протянули-

позвоночник растянули,

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели

Воспитатель: Дети, каждый герб имеет свою символику, а теперь я вам про это расскажу.

«ГЕРБ СМОЛЕНСКА»

Воспитатель начинает занятие с рассказа о том, что у каждого государства, у многих старинных городов есть свои отличительные знаки - гербы. В каждом этом знаке заключен особый смысл.

Если это город—крепость, то в гербе непременно будет щит или пушка, иногда и то, и другое вместе.

Если это город—крепость, отличившийся во время осады неприятеля, то герб будет увит георгиевской лентой, которой награждали только самых храбрых воинов.

Если это город, который, будучи несколько раз разрушен и сожжен неприятелем, снова и снова возрождался, отстраивался, то в гербе может быть птица Феникс или Гамаюн.

Птица Гамаюн обладала божественной силой и энергией, способной к возрождению.

В гербе может быть заключен символический рассказ о том, чем славен город, чем занимаются его жители.

Предоставляет время подумать, каким может быт герб Смоленска, если в гербе должны отразиться все особенности города.

Воспитатель помогает детям вспомнить, чем прославился Смоленск, какую роль играл он в Российском государстве (щит Отечества,

что помогало защитникам отстаивать город (крепостная стена, пушки,

как защищали свой город жители Смоленска (храбро, мужественно,

как разрушенный Смоленск возрождался каждый раз и превращался в

цветущий город (как птица Гамаюн) .

Обсудив с детьми рисунки, которыми можно отразить в гербе характерные особенности Смоленска.

Воспитатель: Давайте соберем герб Смоленска.

Почему герб выполнен в виде щита?

О каких событиях в истории города напоминает пушка?

Что, означит изображенная пушка птица Гамаюн?

Первый герб Смоленска-собрали.

Воспитатель предлагает игру «Собери герб», куда входят заготовки для гербов с полями разного цвета, силуэты животных и предметов. (если есть время)

И, наконец, вниманию детей представляется новый герб Смоленска.

Описание: Большой герб Смоленска содержит в середине щит с историческим гербом города. Щит наложен на большую золотую звезду города-героя, которая увенчана шапкой Мономаха. Под звездой изображены две орденских ленты: первая-ордина Отечественной войны 1 степени; вторая-ордина Ленина. Щит по бокам сопровождают два червленых знамени, на первом знамени вензель «Ш», на втором-«А» в окружении цепей ордена Андрея Первозванного.

Почему герб выполнен в виде щита?

О каких событиях в истории города напоминает пушка?

Что означает изображенная на пушке птица Гамаюн?

Почему герб увит георгиевской лентой?

О шапке Мономаха воспитатель рассказывает следующее:

Владимир Мономах один из первых русских князей. В 1101году он был в Смоленске и заложил строительство первого в городе каменного собора, который потом стали называть Мономахов собор.

Шапка Мономаха — этот княжеский головной убор в гербе Смоленска означал принадлежность города Российскому государству и напоминал о том, что в далекие времена Мономах побывал в Смоленске.

Вот такой красивый герб у нашего города!

И величают его красивыми словами щит—город, ключ—город!

Воспитатель читает стихотворение

В. И. Герасимова:

Герб Смоленска, и это не снится, —

В центре пушка — громада, на ней

Символ мудрости — райская птица,

Мне ль страной не гордиться своей.

МБДОУ Холм-Жирковский детский сад "Теремок". ФКЦМ-беседа.

Воспитатель: Байкова З. Х. 2011г

Похожие записи:

Познавательное занятие. Знакомство с символикой российского государства. (подготовительная группа)
Герб нашей семьи.


Версия для печати
Герб Смоленщины
Опубликовано: 3 июня 2012 в 17:03
+2
Вне конкурса
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов