Получи документы

Героические страницы истории моего города: подвиги моряков Азовской флотилии.

светлана кравцова
Героические страницы истории моего города: подвиги моряков Азовской флотилии.

Краеведение

«Героические страницы истории моего города : подвиги моряков Азовской флотилии»

Данная работа посвящена изучению событий Великой Отечественной войны через проекцию современной истории города Ейска.

В ее основу положена гипотеза – является ли бронекатер «Патриот» действующем кораблём или это обыкновенный монумент, возведённый в честь города-порта.

Публикация «Героические страницы истории моего города: подвиги моряков Азовской флотилии,» размещена в разделах

Каждое море пережило войну. Азовское не исключение. У нашего моря есть свой «Патриот», который зорко наблюдает за ним. На побережье моря стоит памятник всем катерам Азовской Флотилии, бронекатер «Ейский Патриот», историей которого я заинтересовалась и хочу поделиться с вами.

Гипотеза: является ли бронекатер «Патриот» действующем кораблём или это обыкновенный монумент, возведённый в честь города-порта.

Изучив все документы, я постаралась дать ответ на свой главный вопрос: что мы видим при входе на пляж – муляж корабля или это бывший боевой бронекатер.

Для укрепления обороны Азовского побережья приказом наркома Военно-Морского Флота от 23.07.41 г. началось формирование Азовской военной флотилии в составе Черноморского флота. На Азовском море первыми базами флотилии являлись Мариуполь и Ростов. Но враг наступал, и вскоре они оказались под угрозой захвата войсками противника.

…24 июля наши войска оставили Ростов-на-Дону. Выполняя план "Эдельвейс", немецко-фашистское командование повело наступление на Кавказ и к Волге, рассчитывая отрезать центр от главного источника нефти, разорвать коммуникации, связывающие южную часть страны с северной, разобщить фронты и разгромить их по частям. Этим фашисты надеялись решить не только экономическую, но и внешнеполитическую задачу - вступление Турции в войну против СССР.

Азовская военная флотилия оказалась на правом фланге фашистов, наступающих вдоль южного побережья Азовского моря. Она содействовала войскам Приморской группы Северо-Кавказкого фронта, прикрывавшей краснодарское направление и Таманский полуостров. Здесь действовал Отдельный Донской отряд (ОДО) в составе: речных канонерских лодок "Октябрь", "Ростов-Дон", "Серафимович", монитора "Железняков", дивизиона бронекатеров (7ед., 13-го и 14-го дивизионов сторожевых речных катеров (полуглиссеров, бронепоезда "За Родину" .

Выполнив боевые задачи в районе Северского Донца и в устье Дона по обеспечению отхода и переправы через Дон наших войск, ОДО перенацелил свои действия в район Ейска. 29-30 июля гитлеровцы попытались прорваться и отрезать пути отступления нашим войскам на Ейск. Особенно тяжелые бои завязались на линии станиц Александровская, Елизаветовка, Екатериновка, в которых личный состав Азовской ВФ отличился особой храбростью.

Действуя в окружении, 661-я батарея под командованием старшего лейтенанта П. И. Желудько и комиссара А. П. Бурунова и взаимодействующие с ней подразделения в районе станицы Павло-Очаковки в течение шести дней сдерживали упорные атаки гитлеровцев, в несколько раз превосходящие их, сражаясь до последнего снаряда.

Окруженный гарнизон по приказу командования 31 июля, взорвав орудия и все сооружения, отошел к станице Старо-Щербиновской, а потом на катерах дивизиона Куникова прибыл в Ейск. Боевые действия отступающих сухопутных частей флотилии корабли ОДО прикрывали артиллерийским огнем, не допуская переправы фашистов со стороны Ростова и Таганрога. Так самым трудным днем для канлодки "Ростов-Дон" было 28 июля. Чтобы разделаться с кораблём, причиняющим им так много хлопот, фашисты бросили на канлодку большую группу самолетов.

В этой неравной схватке моряки стояли насмерть, корабль получил более 200 пробоин, но выстоял. Когда фашистские войска перешли в наступление на Ейск, чтобы после захвата города использовать порт как важную базу для снабжения своих войск, Военный совет Северо-Кавказского фронта приказал эвакуировать военно-морскую базу "Ейск" и главную базу флотилии "Приморско-Ахтарскую" с задачей сохранить артиллерию 40-го подвижного артиллерийского дивизиона для дальнейших действий в районе Темрюка.

Тогда на оборонительных рубежах в районе Ейска остались 144-й ОБМП и одна рота 305-го батальона, поддерживаемые артиллерией кораблей. Они шесть тяжелых дней героически вели неравный оборонительный бой. 6 августа после часовой артиллерийской подготовки канлодок "Буг" и "Днестр" 144-й батальон дерзко атаковал противника и выбил его из станиц Широчанской и Александровки.

Чтобы обеспечить планомерную эвакуацию Ейской базы, морские пехотинцы при поддержке артиллерии кораблей 9 августа нанесли мощный удар по врагу, принудив его отступить к станице Старо-Щербиновской.

В этот же день все части и тыловые подразделения Ейской военно-морской отошли вдоль берега к Ясенской переправе и прибыли в Приморско-Ахтарскую.

…Около десяти дней противник не мог пробиться к Ейску. Особенно упорное сопротивление он встретил на рубеже реки Ея. Береговые части флотилии остались одни перед крупной группировкой вражеских войск.

Утром 10 августа "Дон" бросил якорь на рейде Приморско-Ахтарской. Здесь канлодку уже ждали. К борту сразу уже начали подходить мелкие суда, переполненные людьми. Грузоподъёмность позволяла принять не более 450человек.

Осадка корабля увеличивалась на глазах. Люди заполнили внутренние помещения, палубу, все свободное пространство, вплоть до трапа в машинное отделение. Когда погрузка закончилась, на борту было 850 человек.

Наступившая ночь скрыла корабль от наблюдения противника. "Дон", перегруженный до отказа людьми, вошёл в Темрюкский порт. Главная задача состояла теперь в том, чтобы разгрузиться как можно быстрее и тем самым спасти всех от воздушного налета, которого не пришлось долго ждать.

В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода "Запчасть" после (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля.

Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей государственных займов. К концу 1944 года бронекатер Б-162 был построен на заводе.

Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной Флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.

3. Военная судьба бронекатера Б-162

Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее - Азовской военной флотилии, где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила до Вены, начав его 20 декабря 1944 года.

Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену. В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ,38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоен звания "Гвардейский", успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.

Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000, (см. приложение 6, переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б. Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер "Ейский патриот".

За мужество и отвагу Б. Ф. Балев был удостоен многих правительственных наград.

После Великой Отечественной войны - на командных должностях ВМФ. В 1970-е годы - в Центральном аппарате ВМФ. Капитан первого ранга. Кандидат военно-морских наук.

Решением Исполкома Ейского городского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1975 года Балеву Б. Ф. присвоено звание Почетный гражданин города Ейска.

После окончания войны БК-162 находился в составе Военно-Морского Флота. После списания был на стоянке в Рязани. Здесь его случайно нашли ветераны. По инициативе ейчан было принято решение об установке катера на постамент в Ейске. Катер был речным путем отбуксирован в город, где комсомольцы судостроительного завода в нерабочее времени отремонтировали и покрасили бронекатер.

Весной 1975 года начались работы по установке катера. Установку производили строители рыбзавода.

Бронекатер БК-162 "Ейский патриот" установлен на высоком пьедестале в центре пляжного комплекса на Ейской косе 8 мая 1975 года.

На митинге присутствовали члены экипажа катера: командир Балев Б. Ф., боцман В. И. Сукач, старшина рулевых Н. Д. Школяренко. На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: "Гвардейский бронекатер "Ейский патриот. Построен на средства, собранные жителями города и района. Боевой путь начал 20. ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б. Ф. участвовал в освобождении гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене".

В годы лихолетья Ейск понёс огромнейшие потери, фашисты разрушили почти весь город, разоряли поля и посевные запасы. Но даже с отсутствием средств существования жители боролись с фашизмом.

Особа честь была отдана бронекатеру Б-162, который носил название «Дон», а позже переименован «Ейский патриот». Сейчас он стоит на высоком пьедестале в центре городского пляжа города Ейска. Средства на памятник были собранны жителями, они очень благодарны ему, ведь именно бронекатер Б-162 не оставил их в трудную минуту.

В послевоенное время были восстановлены морской порт, железнодорожный вокзал и другие объекты городской инфраструктуры, и с каждым годом Ейск стал все больше и больше развиваться как город-курорт.

В Ейск стало приезжать все больше и больше туристов и отдыхающих. Лечебные грязи, теплое и целебное Азовское море привлекают людей со всех частей страны. Многие, наверное, до сих пор задают себе вопрос – что за исполин охраняет наш покой? Ответ прост – боевой бронекатер «Ейский патриот».

Публикации по теме:

Проект «Мы помним героев»Проект «Мы помним героев» Цели проекта- обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах -героях. Дать представления о героях.

Проект «Этих дней не смолкнет слава» Цель проекта:Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны. Ознакомление детей с боевыми наградами, которыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Героические страницы истории моего города: подвиги моряков Азовской флотилии.
Опубликовано: 5 января 2015 в 17:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД