МААМ-картинки

Гиперактивные дети дошкольного возраста

Антонина Вострикова
Гиперактивные дети дошкольного возраста

Высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической сте­пени выраженности, нарушает его адаптацию к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигатель­ная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождаю­щих нарушения развития ребенка. Самые разные наруше­ния психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышен­ная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает соци­альную адаптацию ребенка. Это состояние получило на­звание синдрома гиперактивности с дефицитом внима­ния, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Публикация «Гиперактивные дети дошкольного возраста» размещена в разделах

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей дошкольного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. У детей с подобным расстройством повышенная актив­ ность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается.

Черты, характеризующие синдром гиперактивнос­ти,

общее двигательное беспокойство

неусидчивость

множество лишних движений

недостаточная целенаправ­ленность и импульсивность поступков

повышенная возбу­димость

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хо­чет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дис­циплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответ­ственно общепринятым правилам поведения из-за специфичес­ких нарушений функционирования мозговых систем. Уче­ные связывают это состояние с недостаточностью тех систем, которые ответственны за активацию определен­ных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внима­ние, и за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. В результате ре­бенок не может ни на чем сконцентрироваться, последова­тельно и целенаправленно выполнять задания. Естествен­но, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля, ста­новится для него особенно трудной.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыль­чивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раз­дражительность, импульсивность, неумение управлять сво­им поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать рисунок и т. д.)

Причины гиперактивности многообразны :

— органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

— осложнения во время беремен­ности матери, асфиксия новорожденного;

— генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфунк­ция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

— социальные факторы (последовательность и систематичюсть воспитательных воздействий и пр.).

Ранний и дошкольный возраст.

Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его оказывается трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5—2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризни- чает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энурезом.

Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость ребёнка. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, потребность в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, — дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы.

Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время занятий, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им «необходимо разрядиться», «сбросить энергию».

ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ

При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие посещению детского сада, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой — наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после одного-двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на занятиях, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педа­ гогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрез­мерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с дру­гой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются ис­правлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитив­ной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный от­резок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зритель­ную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партне­ром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воз­ духе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10. Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удер­живаться вод разумным контролем с помощью перечисленных мер.

11. Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негатив­ное воздействие, чем на здоровых детей.

12. Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведе­ние.

13. Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекаю­щие факторы.

14. Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помо­щью в случаях затруднения.

Публикации по теме:

Фотоотчет «На летней прогулке дети старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «На летней прогулке дети старшего дошкольного возраста» Вот и наступило, оно - долгожданное лето! Лето – удивительная пора, оно дарит нам теплое солнце, и мы радуемся каждому чудесному дню.

Фотоотчет о творчестве в технике рисования углем в рамках семейного лагеря. Дети дошкольного и младшего школьного возрастаФотоотчет о творчестве в технике рисования углем в рамках семейного лагеря. Дети дошкольного и младшего школьного возраста Уголь – это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности и по сей день. Угольными карандашами и стержнями.

Конспект коллективного творчества по аппликации «Дети водят хоровод у елки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект коллективного творчества по аппликации «Дети водят хоровод у елки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формировать умение создавать сюжетную аппликацию с передачей настроения. Задачи: Образовательные: -Учить детей составлять из деталей.

Конспект родительского собрания для среднего дошкольного возраста «Играют дети — играем вместе»Конспект родительского собрания для среднего дошкольного возраста «Играют дети — играем вместе» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи: довести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гиперактивные дети дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2024 в 15:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД