Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?

Елена Кузнецова
Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?

Впервые данный феномен описал немецкий врач Г. Хоффман, исследуя чрезвычайно подвижного ребенка, дав ему прозвище «Непоседа Филл».

Сообщения о большом количестве детей, ведущих себя странно, появились после эпидемии энцефалита Экономо (инфекционное заболевание, поражающее головной мозг) в первой половине ХХ века. С этого времени гиперактивность у детей стали прочно связывать с повреждением мозга. Врачи разных стран мира использовали различные термины для определения этого заболевания: органическая мозговая дисфункция; гиперкинетический синдром; психомоторная нестабильность; нарушение внимания и т. д.

Поскольку все вышеперечисленные термины диагноза можно было трактовать как умственную неполноценность (а это не так, поскольку интеллект ребенка на уровне нормы, с 1980 г. данное заболевание занесено в Международную классификацию болезней под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Причины и признаки заболевания

Итак, основными нарушениями при СДВГ являются: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.

1. Гиперактивность

выражается в повышенной двигательной активности ребенка («как ртуть»). Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна и мало мотивированна и, вследствие быстрого общего утомления, «сверхактивность» выражается в истериках, раздражительности, беспричинной плаксивости, часто приводит к травмам из-за нарушения пространственной координации (неловкость, неуклюжесть). Гиперактивный ребенок суетлив, очень говорлив, спит намного меньше здорового ребенка даже в младенчестве.

2. Дефицит внимания

выражается в неспособности выполнить задание без ошибок, поскольку ребенок не может сосредоточиться на деталях. Ему трудно долго удерживать внимание, так как он легко отвлекается на посторонние стимулы. Он неспособен четко организовать свою деятельность, доводить до конца порученное задание. Часто бывает забывчив, теряет вещи. Однако такие проявления иногда встречаются и у здоровых детей. В чем разница? При СДВГ проявления этих признаков значительно превышают норму - гиперактивность «зашкаливает», импульсивность перерастает в аффективное поведение. Дефицит внимания приводит к хронической неуспеваемости. И главное, эти признаки присутствуют всегда – в любой ситуации и все время. У здорового ребенка необычное поведение может быть реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, конфликт между ребенком и учителем, сверстниками. Снижение внимания, замкнутость, импульсивность и раздражительность могут быть реакцией на умственное перенапряжение и страх, когда к ребенку предъявляются завышенные требования. Поэтому обязательным критерием при диагностике СДВГ- наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка не меньше 6 месяцев.

3. Импульсивность

выражается в отсутствии контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление) и поведенческую (невозможность подавить свои реакции). Импульсивный ребенок обычно спешит ответить, не дослушав вопроса, его поведение не соответствует принятым правилам, он все время суетится, часто вмешивается, прерывая чужой разговор. Он не в состоянии контролировать и регулировать свои действия. Такие дети часто попадают в опасные ситуации, не в состоянии задуматься о последствиях своих поступков. Импульсивность зачастую выражается в агрессивном и оппозиционном поведении.

Существует много теорий относительно того, что приводит к гиперактивности, но точные причины до сих пор не выявлены. Перечислим известные факторы:

1. Наследственность

2. Здоровье матери в дородовой период

3. Проблемные беременность и роды

4. Окружающая среда

5. Дефицит жирных кислот в организме

6. Дефицит питательных элементов

7. Питание

8. Неправильное воспитание

Диагностические симптомы гиперактивных детей

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Болтливый.

Не может играть тихо, спокойно.

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Чтобы поставить предварительный диагноз, необходимо наличие как минимум 8 из перечисленных симптомов в течение довольно продолжительного времени (хотя бы 6 месяцев)

Рекомендации педагогам

по работе с гиперактивными детьми

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы (класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.

3. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время занятия (урока) попросите его вымыть доску, собрать тетради и т. д.

4. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

5. Давайте задание в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к воспитаннику с СДВГ.

6. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

7. Совместно с психологами помогите ребенку адаптироваться в условиях детского сада и детского коллектива – воспитывайте навыки работы в группы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

В ОСНОВНОМ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ПРОХОДИТ К ПОДРОСТКОВОМУ ВОЗРАСТУ, А У НЕКОТОРЫХ ДЕТЕЙ И РАНЬШЕ. ВАЖНО, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Прикреплённые файлы:

giperaktivnyi-rebenok_9f2sq.ppt | 309 Кб | Скачан: 196
 
Публикации по теме:

Подвижный ребенок.Подвижный ребенок. Очень часто родители сталкиваются с такой картиной – когда их чадо бегает по квартире из угла в угол, никак не желая успокоиться. В таких.

Всплывающая подсказка о новых сообщениях Еще одно изменение произошло на сайте. Теперь, когда Вам придет новое личное сообщение пропустить его будет трудно - внизу появляется.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?
Опубликовано: 4 марта 2014 в 09:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...