Глагол-основа предложения

Светлана Юсупова
Глагол-основа предложения

В последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развёрнутой, грамматически правильной оформленной фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и предложения затрудняет её понимание.

Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи. Логопеды работают над формированием у детей навыков использования в речи грамматических категорий существительного, глагола, прилагательного, но единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли.

А. Н. Гвоздев (1961) указывал, что «…овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением». Он выделял три основные периода формирования грамматического строя речи у ребёнка от 1 года 6 месяцев до 7 лет:

• период усвоения предложений, состоящих из аморфных слов-корней, или период однословного предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев)

• период усвоения грамматической структуры предложения, объединяющий время формирования первых форм, использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (например: усвоение падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов (от 1 года 10 месяцев до 3 лет)

• период усвоения морфологической системы языка (от 3 до 7 лет).

Отклонения от норм формирования грамматически правильной речи начинаются во II периоде (4-5 лет). Формируется предложение из 3 – 4 слов. Появляется навык устанавливать грамматические связи между словами (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. В этот период усваиваются многие грамматические формы существительного и глагола. В течении II периода осуществляется переход от использования инфинитива к употреблению разных форм глагола. Количество глаголов в речи возрастает с 18 до 50. Дети начинают согласовать глагол с существительным в числе, позже – в лице, и только после 3 лет – в роде.

Прилагательные появляются в речи в более поздние сроки и употребляются в начале II периода изолированно, без согласования с существительным. Первыми усваиваются качественные прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус, температуру, вес, оценку. К началу III периода ребёнок должен владеть 25 – 27 прилагательными.

К 3-летнему возрасту речь ребёнка насчитывает около 70 наречий. К концу II периода у ребёнка накапливается солидный объём усвоенного языкового материала. Любое, даже незначительное отклонение от нормы в психомоторном развитии нарушает качество и последовательность усвоения материала, что приводит к сбою своевременного формирования морфологической системы языка. Для дальнейшего развития речи необходимо восполнить пробелы в навыках употребления тех или иных грамматических категорий.

Работа по развитию связной речи начинается с формирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет – действие». На этом этапе дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые распространённые действия (спит, ест, сидит).

Ребёнок с нарушениями речевого развития не владеет близкими по смыслу глаголами (спит – дремлет); не знает названий различных действий, свойственных одному объекту (крадётся, охотится, нападает, ласкается (о кошке). Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении (Человек идёт. Дождь идёт.) Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи.

Известный логопед-практик Л. Н. Ефименкова подчёркивает: «Глагол – основа предложения». Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи».

В раннем возрасте ребёнок познаёт предметы в действии и своеобразно использует глаголы в качестве номинатива, превращая их в аморфные слова- повторы, называющие объект. («ав-ав», «би-би»). Очень рано в словаре появляются глаголы повелительного наклонения (дай).

Качественные изменения глагольный словарь претерпевает именно во II периоде развития речи. Инфинитив заменяется другими формами (спать – спи, спит); устанавливается согласование между существительным и глаголом. Наиболее полно этот раздел логопедической работы изложен в книге «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1998). Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовой и картинный материал, которая обеспечит активное, творческое участие ребёнка. Самой интересной деятельностью для ребёнка является игра. Поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр:

• обеспечивающие максимально возможную двигательную активность (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно – словесные);

предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

На занятиях необходимы фланелеграф или магнитная доска, которые избавляют ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой и комментировать свои действия.

Предлагаемые игры развивают в ребёнке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.

«В мире звуков», «Что как звучит?» - ребёнок знакомится с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами, учится образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при совершении действия, осваивает структуру простого двусоставного предложения.

«Что делают предметы - знакомит со словами-названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и служит для формирования навыка задавать вопросы к словам-названиям действий.

«Что делал? Что делала?», «Кто что делал, расскажи…» - учат согласовывать глагол с существительным в роде и числе, пополняют глагольный словарь.

«Найди нужный предмет» - развивают умения пользоваться схемой при составлении предложения.

«Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Сочиним стихотворение» - расширяют предикативный словарь и учат образовывать глаголы от звукоподражаний.

«Хитрый Буратино» - знакомит с категорией времени (настоящего, прошедшего, будущего, учат грамотно пользоваться видом (совершенным и несовершенным) глагола.

Результатом использования предлагаемых и описанных в литературе игр станет пополнение предикативного словаря, а следовательно, и развитие речи детей.

Литература: И. А. Чистякова. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. Санкт-Петербург. 2005.

Подготовила: учитель-логопед Юсупова С. Н.

Публикации по теме:

План самообразования учителя-логопеда на 3 года муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» Утверждаю: Заведующая МБДОУ д/с.

Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Глагол-основа предложения
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 19:48
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...