Гласные и согласные звуки русского языка

ЕЛЕНА КУДРЯКОВА
Гласные и согласные звуки русского языка

Мы живем в мире звуков. Проснувшись утром, слышим тиканье часов, плеск воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите. Каким же образом из потока звуков мы улавливаем те, которые передают нам информацию? В языке все: части слова, слова, словосочетания, предложения - имеет звуковое выражение.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. В образовании звуков участвуют тоны и шумы. Музыкальный тон (голос) образуется ритмическими движениями голосовых связок: они дрожат, подобно струнам. Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает преграды, прорываясь или «протираясь» сквозь них. Самые звучные гласные звуки: они состоят только из голоса. Приложите палец к гортани, и вы почувствуете, как дрожат голосовые связки. Согласные по степени звучности делятся на звонкие и глухие: в образовании глухих согласных участвуют только шум и голос. Правда, звонкие тоже не одинаковы по степени звучности. Согласные звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом, называются сонорными; их в русском языке 9: ММ1,НН1 ЛЛ1,РР1,Й.

Гласных звуков в русском языке 6: А,О,У,Э,И,Ы. гласные звуки характеризуются по месту образования (в зависимости от горизонтального движения языка различают гласные переднего, среднего и заднего ряда); по способу образования, что зависит от его вертикального движения (бывают верхнего, среднего и нижнего подъема). Кроме того по участию губ гласные делятся на огубленные (О,У) и неогубленные.

Подъем передний средний задний

Верхний

И Ы У

Средний

Э О

Нижний

А

Если гласных звуков в русском языке шесть, то согласных 36

СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ:

ММ1,НН1,ЛЛ1,Й – 9

ШУМНЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ:

ББ1,ВВ1,ГГ1,ДД1,ЗЗ1,Ж-11

ШУМНЫЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ:

ПП1,ФФ1,КК1,ТТ1,СС1,Ш,Щ,ХХ1,Ц,Ч-16

Согласные звуки различаются также по месту образования шума- в зависимости от того, где и какими органами речи образована преграда, которую должен преодолевать поток выдыхаемого воздуха. По этому признаку они характеризуются как губные и зычные. Губных-10: ММ1,ББ1,ВВ1,ФФ1,ПП1. Большинство согласных – язычные. Есть заднеязычные, их 6: ГГ1,КК1,ХХ1. При их произношении задняя часть языка движется к задней части нёба. Среднеязычный согласный – Й. средняя часть языка устремляется средней части нёба. Переднеязычные ; при их произношении язык устремляется вперед–к зубам или переднему нёбу. Зубные: ДД1,ТТ1,НН1,ЗЗ1,СС1,Ц,ЛЛ1. передненёбные: Ж,Ш,Щ,Ч,РР1.

Разнообразны согласные звуки и по способу их образования. Выдыхаемый воздух может прорываться сквозь сомкнутые произносительные органы (образуются смычно-взрывные звуки) или «протираться» сквозь образованную ими щель (это свойственно щелевым звукам). Смычных (взрывных) –12. Эти звуки краткие, их иногда называют мгновенными, как выстрел: ББ1,ПП1,ДД1,ТТ1,ГГ1,КК1. Щелевых согласных–14. Это длительные звуки; они свистят, шипят, жужжат, фыркают, хыкают: ВВ1,ФФ1,ЗЗ1,СС1,ХХ1,Ж,Ш,Щ,Й.

Два звука в русском языке называются слитными, потому что они наполовину смычные, наполовину щелевые: Ц,Ч. В самом деле Ц состоит из Т+С, а Ч=Т1+Ш. звуки ММ1,НН1,ЛЛ1 называют смычно-проходными;в этих случаях произносительные органы в общем-то сомкнуты, но оставляют проход для воздуха: или через нос образуются носовые ММ1,НН1, или по бокам языка ЛЛ1.

И, наконец, особо образуются звуки Р и Р1, которые называются дрожащими; действительно, при их образовании язык многократно прикасается к переднему нёбу и отступает от него: дрожит, вибрирует. Этот звук самый трудный по способу образования.

Зубы очень важны для четкой артикуляции, не случайно дети, у которых выпадают передние зубы, неясно проговаривают целый ряд согласных. Еще один признак, различающий согласные звуки: твердость и мягкость. Термины эти, конечно очень условны: ведь звук нельзя потрогать руками. В действительности мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу. Благодаря тому, что звуки речи противопоставлены друг другу по целому ряду признаков, мы легко воспринимаем на слух любые слова. Замените хотя бы один звук в слове–и оно «разрушится» или превратится в другое, как это произошло в шутливом стихотворении А. Шибаева:

Закричал охотник:–Ой!

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Публикации по теме:

Буквенный фриз.Буквенный фриз. Этот буквенный фриз сделан в виде поезда. Паровозик везет вагоны с буквами. Первый вагон это гласные. У всех букв артикуляция звуков (ротик.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Гласные и согласные звуки русского языка
Опубликовано: 25 января 2013 в 20:46
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...