Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»

Светлана Георгиевна Максимова
Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины; учить сравнивать глину и песок, отмечать, что общего и чем они отличаются; развивать экспериментальную деятельность детей, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи.

Ход:

- Ребята, нам пришла посылка от девочки Батагоз из пустыни. Отгадайте, что лежит в посылке:

- Сыпучий, состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, бывает обычно желтого, коричневого цвета, хорошо пропускает воду, обладает сыпучестью, в пустыне его очень много /песок/

- Что еще можно добавить о песке? /Сухой песок намного легче сырого. Песок состоит из разных по размерам песчинок, по цвету, по состоянию блеска (одни блестят, другие матовые/

Батагоз хотела изготовить посуду из песка для своего дедушки, но у нее ничего не получилось. Почему?

Мы поможем Батагоз найти нужный материал для изготовления посуды и отправим ей посылку.

Сегодня мы познакомимся со свойствами и особенностями известного природного материала, полезным ископаемым – глиной. Глина, также как и песок образуется при разрушении различных горных пород (под действием солнца, воды, ветра, гранит разрушается).

Сравним мелкий порошок глины и песка. /Дети рассматривают через лупу/ Чем отличаются? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются/.

Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках.

Что можно сказать о глине? /Сырая глина вязкая, липкая, пластичная - из нее можно лепить/

Слепите из глины чашку.

Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через глину? Как можно проверить? Налейте в изготовленную вами чашку воду.

Вывод: глина не пропускает воду.

Логическая задача. В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли, заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: короткой, но глинистой или длинной, но песчаной? Все выбрали длинную. Только Сережа пошел по короткой дороге. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду, сели обедать - и только тогда появился Сережа - мокрый, грязный, сердитый. Почему он так долго добирался до дома? Ведь он шел по короткой дороге?

-А вы бы выбрали какую дорогу? Почему?

Вывод: песок пропускает воду, а глина - нет, от воды глина становится вязкой, липкой - идти по ней тяжело.

Рассмотрим свойства сухой глины.

Ребенок ударяет молоточком по сухому комочку глины.

Вывод: сухая глина очень хрупкая, поэтому с глиняными изделиями нужно обращаться осторожно. Они ломаются, рушатся от удара, падения.

У меня на столе - вазы, чашки, сувениры. Как вы думаете, из чего они изготовлены?/из глины/ Это изделия из керамики. Значит, они - керамические. Керамика - это обожженная глина, покрытая глазурью. Вот почему она так блестит.

Дети исследуют свойства керамической посуды.

Изделия из керамики - тяжелые. Керамические изделия не пропускают воду. В них можно наливать жидкость. Керамические вещи - непрозрачные (кашпо, горшки - не видно корней, земли, на ощупь - гладкие. А дно - шершавое. По дну легко определить, что изделие из глины покрыто глазурью. От удара керамическое изделия раскалываются на куски /хрупкие/.

Звучат ли керамические изделия? /Издают мелодический звук/

- Что же мы отправим в посылке для Батагоз? /Глину, из которой Батагоз сможет слепить любую посуду/

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магазин глиняных игрушек» Занятие по ознакомлению с окружающим (неживая природа) Тема: "Магазин глиняных игрушек" Программное содержание: 1. познакомить детей со.

Наблюдение за глиной на прогулке. Конспект занятия в средней группе «Сравнивание свойства глины и песка» Наблюдение на прогулке: «Сравнивание свойства глины и песка» Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 18:39
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...