Папки-передвижки

Годовой отчет педагога-психолога ДОУ

Ирина Марухнич
Годовой отчет педагога-психолога ДОУ

Годовой отчет психолого-педагогической деятельности МБДОУ детский сад № ___ за 20---20__учебный год

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

1. Количество групп – …:

1-я младшая – …;

2-я младшая – …;

средняя – …;

старшая – …;

подготовительная – …;

разновозрастная – ….

Годовые цель и задачи работы д/с № ___(цели и задачи всего сада согласно годового плана):

Публикация «Годовой отчет педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Цель: создание условий для обеспечения целостного и разностороннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать работу по охране жизни, здоровья и физическому воспитанию детей, соблюдая двигательный режим и используя подвижные игры на занятиях и в повседневной жизни.

2. Развивать творчество дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства, изобразительной деятельности.

3. Совершенствовать работу по развитию диалогической связной речи через специально организованные игровые ситуации, театрализованную деятельность.

Цель и задачи работы педагога-психолога:

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Сохранение психологического здоровья детей.

2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.

4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

5. Консультационная работа с родителями и педагогами.

7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

8. Психологическое сопровождение детей подготовительной

группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.

Направления работы на 20__ – 20___уч. год

• Психопрофилактическая работа.

• Развивающая и психокоррекционная работа.

• Психодиагностическая работа.

• Консультационная работа.

• Просветительская работа.

• Методическая работа.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:

средний

дошкольный возраст комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;

старший

дошкольный возраст

подготовительная группа

Комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.

Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)

Структура и форма групповых психопрофилактических занятий

Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 8 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.

Общая структура занятия:

• ритуал приветствия;

• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;

• развивающие игры;

• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;

• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;

• ритуал прощания.

Основные методические приемы:

• ролевые игры;

• психогимнастические игры;

• коммуникативные игры;

• игры, направленные на развитие произвольности;

• игры, направленные на развитие воображения;

• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии);

• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);

Используемые программы и практические материалы:

• С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

• М. А. Чистякова «Психогимнастика».

• О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».

• А. Ф. Ануфриев, Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. : Изд. «Ось-89», 2001.

• Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Демонстрационный материал. — М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

• Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Демонстрационный материал. — М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

Познавательная сфера

1. Мышление:

— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета

или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев

рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Используемые методики:

1. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников. Автор: П. А. Мясоед. Группы – средняя, старшая.

2. Индивидуальная диагностика познавательного развития. Комплекс методик. Автор Забрамная. Группы – подготовительная и разновозрастная.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявления агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность.

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском саду.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.

Формы и виды работы:

Тестирование,

Анкетирование;

Наблюдение;

РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционная работа проводилась по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям:

• психокоррекция эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, саморегуляция, агрессивное поведение, личностные проблемы) – … человек - …%;

• психокоррекция коммуникативной сферы (нарушение взаимоотношений со сверстниками, в семье) – …человека - …%;

• психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов) – … человека - средняя группа, … человека – старшая группа, … человека - подготовительная группа. Всего … человек – … %.

По пунктам 2 и 4 планируется продолжение работы на следующий год.

Основные методы коррекционных воздействий:

• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);

• психогимнастика;

• элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);

• элементы арт-подхода (работа с красками, глиной, пастелью, тестом);

• элементы песочной терапии;

• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);

• игры и упражнения по развитию познавательных функций;

• игры по развитию психомоторики.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.

Подгрупповая психокоррекционная работа

В подготовительной группе, опираясь на результаты диагностики готовности к школе, проведена подгрупповая психокоррекционная работа, направленная на предупреждение школьной дезадаптации, межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций по программе «Ступеньки к школе» М. М. Безруких. Занятия проводились один раз в неделю с использованием стимульного материала и пальчиковой гимнастики.

Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику, отраженную в итоговой таблице по готовности к школе.

Результативность

У 7 детей отмечаются стойкие позитивные изменения, 2 ребенка нуждаются в дополнительной работе по развитию волевой сферы

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы:

• тематические встречи с родителями (семинары, тренинги и т. д.);

• индивидуальные консультации;

• выступления с сообщениями на родительских собраниях.

В 20---20__ гг. были осуществлены следующие виды работ:

Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).

Основная тематика индивидуальных консультаций:

• «Адаптация к ДОУ»;

• «Агрессивность ребенка»;

• «Непослушание»;

• «Детские страхи»;

• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;

• «Нестабильность эмоционального состояния»;

• «Гиперактивность»;

• «Коммуникативные навыки».

Групповые консультации для родителей:

• практикум для родителей в разновозрастной группе «Игры, в которые играют ваши дети»;

• родительское собрание в старшей группе «Крепкая семья – дружная Россия»;

• семинар-практикум для родителей средней группы «В мире детского творчества»,

Просветительская работа на родительских собраниях:

• «Цели и задачи психологической службы. Направления работы психопрофилактических занятий»;

Работа с педагогами

В 20---20___ гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;

• по вопросам адаптации;

• по запросам педагогов.

Групповые консультации:

• практикум для педагогов на тему «Профилактика стрессов у педагогов»;

• занятие с воспитателями на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у педагогов»;

• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;

• консультация для педагогов на тему «Социально-личностное развитие дошкольников»

Методическая работа

В течение года проводились:

• обработка и анализ полученных результатов;

• подготовка к индивидуально-групповой работе;

• анализ психолого-педагогической литературы;

• заполнение отчетной документации;

• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

• подбор методического и игрового материала;

• составление годового отчета;

• посещение городских и окружных семинаров

• посещение курсов повышения квалификации.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Отчет о проведении мероприятий, посвященных Дню Матери № Наименование мероприятий Возрастная группа, количество участников Ответственный за мероприятие 1. «О мамочке моей с любовью» (сочинение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годовой отчет педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 7 апреля 2014 в 13:17
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД