Получи документы

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки»

Прохорова Лиана
Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки»

Программа

дополнительного образования

по развитию мелкой и общеймоторики

у детей от 2 лет до 4 лет

«Детские ладошки»

г. Москва

Содержание

Пояснительная записка. 3

Цель и задачи программы …6

Отличительные особенности данной программы…. 7

Содержание программы. 8

Учебно – тематический план. 10

Ожидаемые результаты…13

Мониторинг. 16

Публикация «Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет „Детские ладошки“» размещена в разделах

Материально – техническое обеспечение. 14

Список литературы. 17

1. Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы по развитию общей и мелкой моторики у детей от 2 до 4 лет построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013.

Актуальность проблемы.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной и физической готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование.

Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Необходимо начинать работу в этом направлении с детьми в возрасте от 2 до 4 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивают координацию движений, силу и ловкость.

Поэтому работа по развитию общей и мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Одной из причин ухудшения здоровья является снижение двигательной активности. Дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т. д.). Это сокращает время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Современная физкультура должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Это решение мы видим в организации гимнастики с массажными мячами. Благодаря гимнастике с мячом повышается уровень физического развития, развивается гибкость, чувство равновесия, координация движений, укрепляет мышцы спины, ног и рук, а также формируется правильная осанка.

Гимнастика с массажными мячами относится к современным средствам физического воспитания. Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающегося и вместе с тем, вызывают большой интерес у детей. Они тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают положительный эмоциональный фон занятий.

Упражнения на гимнастическом мяче способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Данные выводы подтвердили наличие остроты проблемы в формировании и развитии у дошкольников общей и мелкой моторики. Указали на то, что уровень развития общей и мелкой моторики у детей отстаёт от требований общества. Изучение собственного опыта и работы детского сада позволило выявить ряд неразрешё нных противоречий между:

• научными исследованиями и реальным состоянием практики работы ДОУ;

• требованиями школы и социума к развитию общей и мелкой моторики и отсутствием целенаправленной и систематической работы по данной проблеме в ДОУ;

• возможностями технологий развития крупной и мелкой моторики и узостью их использования;

• возможностями развивающей и обучающей среды и недостаточностью её развития;

• повышением требований к роли семьи в разрешении названой проблемы и проявлением низкого уровня самосознание родителей по отношению к ней;

• необходимостью повышения двигательной активности детей и использованием недостаточного количества подвижных игр в течение дня.

Таким образом, названные противоречия определили проблему: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста; необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные методы и приёмы; отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка. Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гормонального развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Представленная развивающая программа по развитию крупной и мелкой моторики на основе телесно- ориентированного подхода у детей раннего и младшего дошкольного возраста построена на основе телесно- ориентированного подхода к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа содержит систему занятий, которые включают игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений в паре, позволяющие развивать умение взаимодействовать с партнёром, т. е. способствующие навыкам коммуникации. От традиционных упражнений, используемых на занятиях по физическому воспитанию, данные техники отличаются методикой выполнения. Конечным результатом здесь является улучшение саморегуляции за счёт контроля телесной активности. Материал программы обеспечивает высокие конечные результаты по развитию мелкой и крупной моторики, координации движений пальцев рук и ног, мыслительных процессов, способствует укреплению здоровья детей, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы

Отличительная особенность и новизна предлагаемой программы состоит в следующем :

• данная программа направлена на решение задачи развития у детей мелкой и крупной моторики и подготовки руки к письму;

• содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей

• в основу программы заложены педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;

• Определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики (включение детей в занятия в состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия; формирование у родителей осознанного отношения к развитию общей и мелкой моторики детей в возрасте от 2 до 4 лет)

• Сконструирован диагностический комплекс позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

• В практический раздел включает развивающие занятия для детей в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием мелких предметов, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.

2. Цель и задачи программы

Цель:Создать условия для развития речи и формирования у детей от 2 до 4 лет внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей через укрепление мелкой и крупной моторики, развитие координации движений.

Задачи:

• Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений;

• Способствовать развитию у детей мелкой и крупной моторики;

Развить умение планировать и выполнять игровые и практические действия;

Развить умение взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои действия с движениями партнёра

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).

• Активизировать словарь детей.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

• Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на мяче.

• Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на мяче.

• Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием массажного мяча в едином для всей группы темпе.

• Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием мяча.

• Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

3. Отличительные особенности данной программы :

Программа «Детские ладошки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия отличаются комплексным подходом к ранней подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой и крупной моторики.

Место занятий: групповое помещение ОДО № 4 ГБОУ Школа № 1373

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю по 30 минут.

Содержательная часть:

Данная программа делится на 2 блока :

1 блок – развитие мелкой моторики ;2 блок - развитие общей моторики., координации движения и двигательных навыков.

4. Содержание программы :

Направленность кружковой работы:

Программа «Детские ладошки» включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• рисуночные задания

• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на песке, выкладывание мозаики,

• работа с мелкими предметами : нанизывание бус, пуговиц;

• расстёгивание и застёгивание пуговиц; наматывание и разматывание нитки на катушку; откручивание и закручивание крышек;завязывание узелков, плетение косичек из ниток.

• работа по ручному труду (аппликация, конструирование)

• работа со шнурками, рукоделие

• рисование разными материалами

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

• гимнастика с массажным мячом на развитие двигательных навыков

• Упражнения на развитие координации движений

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом. Регулярное также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, на закрепление правильного расположения руки во время рисования, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Раздел «Работа со шнурками, рукоделие» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

В разделе «Гимнастика с массажным мячом» подобранны упражнения, подвижные игры, базовые шаги гимнастики с массажным мячом на укрепление здоровья, развитие координации движения и двигательных навыков.

5. Учебно-тематический план

№ Наименование разделов и тем Количество часов

Теория Практика Всего

1 Блок : Игры и занятия на развитие мелкой моторики рук и развития речи.

1 Рисование/лепка/аппликация. 4,5 4,5

2 Работа с мелкими предметами (крупами) и игры с песком и водой. 5,5 5,5

3 Работа со шнуровкой. 2 2

Всего: 12 12

2 Блок: развитие общей моторики, координации движения и двигательных навыков.

5 Общеразвивающие упражнения с массажным мячом. 2 2

6 Упражнения на развитие координации движений. 3 3

7 Базовые шаги гимнастики с массажным мячом. 3 3

8 Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом. 2 2

9 Упражнения на расслабление организма с массажным мячом. 2 2

Всего: 12 12

Календарно – тематический план

Срок реализации Тема занятия Содержание деятельности

Октябрь 1."Веточка смородины".

2. Фитбол-гимнастика.

3."Ежик".

4. Классическая аэробика.

5."Цыплята".

6. Фитбол-гимнастика.

7."Воробей".

8."Элементы йоги". -Отпечатки листьев, рисование пальчиками. Игры с пальчиками.

-Шаги классической аэробики сидя на мяче.

- Поделка из пластилина и семечек. Игры с пальчиками.

-Маршевые простые шаги, со сменой ноги.

-Поделка из киндер сюрприза и пластилина. Игры с пальчиками

-Упражнения массажа и самомассажа, шаги классической аэробики сидя на мяче. Игровые упражнения "Футбол паучков","Танцующие лягушки".

-Аппликация из ваты. Игры с пальчиками.

- Пассивное расслабление после напряжения отдельных мышечных групп, потряхивание, раскачивание. Игровые упражнения:"Листья опадают","Медузы на мяче"

Ноябрь 1. «Наши пальчики. Мозаика»»

2. Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

3. «Бусы, колечки»

4. Упражнения на развитие координации движений

5. «Петушок пшено рассыпал»

6. Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

7. «Приключения Фасольки»

8. Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

- Работа с пальчиковыми красками. Игры с пальчиками

- Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

– Лепка из цветного пластилина. Игры с пальчиками

- Упражнения на развитие координации движений

– Рисование пальчиками на подносе с пшеном. Игры с пальчиками

- Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

- Выкладывание рисунков на плоскости из фасоли, работа в «сухом бассейне». Игры с пальчиками.

- Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

Декабрь 1. «Следы на песке»

2. Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

3. «Помогаем бабушке».

4. Упражнения на развитие координации движений

5. «Накорми мышку»

6. Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

7. «Новогодние бусы»

8. Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

- Рисование пальчиками на песке. Игры с пальчиками.

- Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

– Сматывание клубочков из шерстяных ниток. Работа со шнурками Игры с пальчиками.

- Упражнения на развитие координации движений

– Д/и (горох, фасоль, пшено, бусины). Игры с пальчиками.

- Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

– Нанизывание крупных бусин. Игры с пальчиками.

- Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

Январь 1. «Сухой бассейн»

2. Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

3. «Ежик»

4. Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

5.«Волшебные палочки».

6. Базовые шаги гимнастики с массажным мячом

7. «Бабушкин клубочек»

8. Упражнения на развитие координации движений. - Работа с крупами (перебирание круп (фасоль, рис, гречка, песком в «Сухом бассейне». Игры с пальчиками

- Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

- Лепка с семечками. Игры с пальчиками.

- Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

- Выкладывание фигурок из палочек.

Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Базовые шаги гимнастики с массажным мячом

- Наматывание ниток в клубок. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Упражнения на развитие координации движений.

Февраль 1. «Узоры на песке»

2. Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

3. «Веселые бусы»

4. Подвижные игры с фитболом.

5. «Узелки»

6. Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

7. «Проведи дорожку»

8. Упражнения на развитие координации движений

- рисование на песке. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Общеразвивающие упражнения с массажным мячом.

- Нанизывание бусинок. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Игры с мячом.

- Завязывание узелков. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи. Игры на развитие речи.

- Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

- Рисуночные задания (цветные карандаши). Гимнастика с карандашом. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

Упражнения на развитие координации движений

Март 1. «Украшение для мамы»

2. Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

3. «Катушка. Мозаика»

4. Общеразвивающие упражнения с массажным мячом

5.«Моя ладошка»

6. Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

7. «Волшебные камешки»

8.«Кто это идёт?» - Изготовление бус из макарон. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

- Наматывание и разматывание нитки на катушку. Мозаика с использованием разных круп на пластилиновой основе Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

-. Общеразвивающие упражнения с массажным мячом

-Рисование (трафареты, фломастеры).Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

Подвижные игры и эстафеты с массажным мячом.

– Раскрашивание речной гальки. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

Упражнения на развитие координации движений

Апрель 1. «Звенит капель»

2. Танцевально-ритмические движения

3. «Печем пирожки»

4. Упражнения на развитие координации движений

5. «У мышки в кладовой»

6. «Гимнастики с массажным мячом для малышей».

7.«Одуванчики цветут»

8. Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

– Рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки). Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Обучение простейшим танцевально-ритмическим движениям.

-Лепка из соленого теста. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

– Перебирание круп (фасоль, рис, гречка). Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Базовые шаги гимнастики с массажным мячом.

– Рисование (гуашь). Обрывная аппликация. Игры с пальчиками. Игры на развитие речи.

- Упражнения на расслабление организма с массажным мячом.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной.

Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. «Шалуны» Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. Муниципального бюджетного дошкольного.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев.

Программа по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей 4–6 лет на тему: «Пластилиновый мир». Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский [b Актуальность. Развитие интеллектуальных и мыслительных.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Тематическое планирование дополнительного образования для детей 3–4 лет с использованием техники «терра» Тематический план с детьми 3-4 лет Тема Задачи Сентябрь Мой любимый дождик Знакомство с нетрадиционной техникой нанисения шпатлевки на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки»
Опубликовано: 3 июля 2017 в 20:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД