Папки-передвижки

Годовой семинар-практикум для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Ирина Кочуева
Годовой семинар-практикум для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

В период формирования правильной осанки у большинства детей в возрасте 5-7 лет наблюдается отставание в физическом развитии, а именно слабость мышечного корсета. Это состояние ребенка, когда у него еще не развиты мышцы живота, слабые мышцы спины, ног, еще не сформированы своды стопы и изгибы позвоночника, что может серьезно повлиять на дальнейшее его развитие, как физическое, так и психическое.

Публикация «Годовой семинар-практикум для воспитателей „Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ“» размещена в разделах

С учетом возраста детей было принято решение о применении развивающей технологии, разработанной в центре здоровьесберегающих педагогических технологий, дающей хороший эмоциональный заряд. Одним из эффективных средств развития и коррекции осанки детей являются занятия с применением больших гимнастических мячей.

Мячи, как средство развивающе-оздоровительно-коррекционной работы, выбраны в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и на механизм равновесия. Большие гимнастические мячи диаметром от 45 до 55см появились совсем недавно, но тем не менее успели стать любимой игрушкой детей и взрослых.

Большие гимнастические мячи неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр. Например, допрыгать, держась за "рожки" мяча, до определенного места и вернуться обратно; усложненный вариант игры "Ловишка" (на мячах).

Использование гимнастических мячей на занятиях по физическому воспитанию несет следующие развивающие компоненты:

1) способствует развитию правильной осанки, за счет активации постуральных мышечных групп, используется при коррекционной работе с нарушением осанки,

2) способствует развитию двигательных координаций тела, центровки: верхней половины тела и нижней половины тела, правой половины тела и левой половины тела

4) способствует координации сенсорики (проприорецепторной) и движения,

5) развивает вестибулярный аппарат,

6) способствует развитию диафрагмального дыхания, дыхательного стереотипа,

7) способствует отработке (интеграции) первичных рефлексов, двигательно-сенсорных координаций.

Начиная работу на мячах с детьми, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребенка:

Возраст (лет) 4-5 5-6 6-7

Диаметр мяча 45см 50см 55см

В положении сидя на мяче, туловище и ноги должны составлять угол чуть больше 90 градусов.

Основные исходные положения работы на мяче.

1. Сидя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях.

Одна из основных функций позвоночника – удержание равновесия тела. Следует помнить, что позвоночник человека сохраняет стабильное положение на обоих своих концах: таз при помощи нижних конечностей, голова при помощи рефлекторной фиксации плоскости глаза. Суставы головы посредством шейно-тонического рефлекса воздействуют на позвоночник как на ось тела. На осанку решающее влияние оказывает положение таза. Каждое отклонение и функциональное нарушение в осанке позвоночник должен компенсировать сам.

В и. п. сидя на мяче, ноги на полу можно предложить большой ряд положений и движений, направленных на постановку таза, на формирование изгибов позвоночника, развитие вестибулярного аппарата, ориентацию тела в пространстве. В этом положении проводятся легкие подпрыгивания на мяче с изменением положения рук (руки на пояс, вверх, в стороны, к плечам и т. д., постоянно удерживая контакт ягодичных мышц с мячом.

При выполнении упражнений этой серии у ребенка тренируется вестибулярный аппарат, улучшается гибкость и подвижность всех отделов позвоночника, вырабатывается способность сохранять равновесие.

2. Стоя на полу на коленях, руки на мяче.

Упражнения, выполняемые в этом и. п. (прокатывание мяча вперед стоя на коленях, садясь на пятки, садясь на бедро и т. д., оказывают хорошее тонизирующее воздействие на слабые мышцы тела и ног в плане включения их в работу, растягивая их и, помогая ребенку, быстрее напрячь необходимые мышцы.

3. Лежа на животе на мяче.

Уже само и. п., при котором тело ребенка «обволакивает» мяч, вызывает хорошее растягивание мышц всей задней поверхности тела. В этом и. п. можно выполнять движения, опираясь ногами и руками об пол (развивая чувство равновесия, держа руки на мяче. Ноги на полу; руки на полу, ноги приподняты; руки и ноги подняты вверх. Каждое изменение и. п. несет на себе новую нагрузку. Постепенно усиливая напряжение мышц спины, рук, ног, а также влияет на улучшение функции равновесия и тренировку вестибулярного аппарата.

Сами условия вынуждают позвоночник компенсировать любые изменения положения центра тяжести тела во избежание потери равновесия и падения с мяча.

Особо следует обратить внимание на дыхание: ребенка следует учить дышать животом. Дыхание укрепляет мышцы живота, снимает напряжение с мышц поясничного отдела, пояснично-подвздошной мышцы.

4. Лежа спиной на мяче.

Данное и. п. позволяет дать хорошую растягивающую и укрепляющую нагрузку на мышцы передней и задней поверхности тела. В положении лежа на амортизирующей и качающейся опоре позвоночник ребенка проделывает огромную комплексную работу по удержанию равновесия, вовлекая в действие самые глубокие мышцы и связки. Всем хорошо известно, что изначально мышцы-сгибатели тела сильнее, чем разгибатели.

Упражнение в положении «лежа на спине» можно разнообразить перемещением в положение «лежа на лопатках на мяче», опираясь на мяч шейным отделом позвоночника, поднимая и опуская поочередно ноги, поднимая и опуская таз, поворачиваясь вдоль своей оси вместе с мячом и т. д.

5. Лежа на мяче на боку, опираясь об пол ногами.

В и. и «лежа на боку» растягиваются мышцы боковой поверхности тела, происходит укрепление межпозвоночных связок, увеличивается расстояние между позвонками, следовательно, улучшаются условия функционирования межпозвоночных дисков. Работая в этом положении, ребенок вынужден постоянно контролировать напряжение мышц спины и живота во избежание падения с мяча. Идет работа на координацию напряжений передней и задней поверхности тела – фокуса. Упражнения, предлагаемые в этом положении, - прокатка мяча, сгибая и разгибая ноги в коленях, подъем прямой ноги вверх, отведение вперед, назад и т. д.

Задачи и этапы работы

по предупреждению нарушений опорно-двигательного аппарата

Задачи:

1. Дать детям представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастикой, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

2. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать.

3. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.

4. Учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения.

5. Побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Наметили этапы работы:

Аналитический. Прошли обучение в центре здоровьесберегающих технологий. Изучили методику, подобрали методическое обеспечение. Познакомились с опытом работы МДОУ района, города. Приобрели мячи.

На прогностическом этапе нашей работы составили перспективный план, где предусмотрели взаимодействие и с сотрудниками, и родителями. Разработали конспекты занятий.

Чтобы вызвать отклик и найти взаимопонимание родителей по данному вопросу, провели анкетирование. Анализ анкетных данных показал:

15% родителей группы уделяют большое внимание занятиям спортом, привлекают своих детей к этим мероприятиям. Им хорошо знакомы и беспокоят проблемы нарушений осанки. Они поддерживают идею внедрения новой здоровьесберегающей технологии, выражают готовность оказать действенную помощь в этой работе.

65% родителей сами не занимаются спортом, ссылаясь на дефицит времени, но детей водят в спортивные секции или планируют записать. Эти родители затрудняются ответить на вопрос о значении правильной осанки для развития ребенка, не слышали о такой технологии. Но вместе с тем выражают желание оказать содействие в организации работы.

13% родителей выражали сомнение по использованию новой технологии; предпочли занятия в спортивных школах и кружках вне детского сада (аэробика, легкая атлетика, хоккей и т. п., считая их более полезными.

7% родителей не придают особого значения спорту и считают, что их детям нет необходимости заниматься в спортивных кружках.

Подводя итоги анкетирования, сделали вывод о том, что родители положительно относятся к организации работы по физическому развитию детей в ДОУ, приветствуют внедрение новых технологий, но вместе с тем имеют поверхностные представления о занятиях с большими гимнастическими мячами, как одном из средств предупреждения нарушений осанки.

На внедренческом этапе работа велась с детьми, сотрудниками и родителями.

Освоение мяча с детьми шло по этапам:

1 этап - Знакомство с мячом:

• Рассматривали мяч, какого он цвета, какой формы (красный, желтый, красивый, веселый и т. д.);

• Предлагали потрогать его руками (мягкий, упругий, гладкий и т. д.);

• Почувствовать, т. е. на этом этапе знакомства давали возможность каждому ребенку (индивидуально) поиграть с мячом, полежать на нем, посидеть.

2 этап - Знакомство с двигательным действием:

(правилами работы)

На этапе освоения мяча занятия проводили подгруппами по 4-6 человек. В связи с тем, что применение мяча повышает эмоциональное состояние, а следовательно желание у детей двигаться (ребенку хочется попрыгать на нем, покататься, полежать и т. д., необходимо научить ребенка правилам общения "дружбы" с мячом.

Формировали у ребенка ощущение центра тяжести: ребенку предлагалось сесть на мяч так, как ему удобно; отвести тазом мяч в одну сторону, спрашивали у детей об их ощущениях ("Удобно ли вам так сидеть?", в другую сторону, вперед, назад (плечи неподвижны). Дети должны были почувствовать и самостоятельно определить удобную для них позу ("Как вам удобнее сидеть?").

• Отрабатывали правила удобной посадки (обращения или "дружбы с мячом") :

Объясняли детям, как можно удержаться на мяче и не упасть. Рассказывали какие для этого существуют правила безопасности:

- Не отрывать от пола обе ноги одновременно;

- Во время прыжков на мяче (на месте) нельзя отрывать туловище от мяча за исключением прыжков с продвижением).

Заключение.

Результатами работы могут служить следующие показатели:

1. Снижение заболеваемости детей по сравнению с прошлым годом на 9%.

2. Овладение двигательными навыками согласно диагностике физического развития детей возросло на 12%.

3. 60% детей высокого уровня физической подготовленности уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняют упражнения, способны творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений.

4. 34% детей среднего уровня физической подготовленности правильно выполняют большинство физических упражнений, но не всегда проявляют должные усилия.

Практика показала, что предлагаемые двигательные программы, наряду с развитием двигательных качеств и навыков, содействуют развитию нервной системы и организма ребенка в целом.

Публикации по теме:

Хореография в помощь дошкольникам Известно, что большинство болезней закладывается в детском возрасте. Известно также, что сохранению здоровья в значительной мере помогает.

Использование гимнастических мячей (фитболов), большого массажного мяча и мячей попрыгунчиков (хоп)Использование гимнастических мячей (фитболов), большого массажного мяча и мячей попрыгунчиков (хоп) Фитбол – это не просто мяч, это отличный тренажер, специфически воздействующий на опорно-двигательный аппарат и на механизм равновесия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Годовой семинар-практикум для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
Опубликовано: 12 декабря 2014 в 10:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД