Получи документы

Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания

Светлана Алексеевна Андрюхина
Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания

Первые дни обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению.

Что же мешает маленькому ученику быть успешным в освоении школьных наук?

Причин много, но мы выделим только проблемы, связанные с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста.

1. Недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.)

2. Плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

Публикация «Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания» размещена в разделах

3. Очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением).

4. Искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»).

5. Низкая готовность к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма).

6. Ограниченный общий интеллект, узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.)

Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.

Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.

Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?

Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.

Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.

Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе.

Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание?

Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей.

Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания - именно это необходимо для успешного выполнения работы. Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно.

Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения». Принимает сообщение человек в процессе слушания и чтения; передаёт сообщение в процессе говорения и письма. Все четыре вида речевой деятельности связаны между собой и делятся на устные и письменные. При чтении и слушании сообщение принимается в устной или письменной форме. С помощью говорения и письма (продуктивных видов деятельности) информация передаётся через использование речеслуходвигательных анализаторов, в репродуктивных видах речевой деятельности (слушание и чтение) задействованы слуховой и зрительный анализаторы.

Что же делать педагогам-дошкольникам?

чтобы будущий первоклассник без больших трудностей прошёл школьную адаптацию, необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.

Необходимо:

1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности

(предметных рисунков, изображений различных действий, картинок из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и

др.).

Методика работы:

1. этап. Дети слушают и выясняют, о ком или о чём говорится и что говорится.

2. этап. Дети воспроизводят небольшими частями то, что запомнили с помощью взрослого.

3. этап. Когда появилось осознание прослушанного текста, необходимо мотивировать детей уже к самостоятельному проговариванию. Чем больше слов запомнили и проговорили сами дети, тем эффективнее эта работа.

2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов.

Начинать учить слушать надо с коротких произведений, постепенно увеличивая объём (помнить, если в группе 80% детей освоили проговаривание, то можно увеличивать объём произведения на 2-3 строки).

Например, с малышами можно начинать с таких стихов, которые легко подкрепить движениями:

Движения можно придумать вместе с детьми, попросить, чтобы они сами их придумали.

Затем можно обыграть произведения большего объё ма:

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Н. Саконская

ЭТИ СТИХИ легко инсценировать. Постепенно в работу включают прозаические тексты.

3. Развивать в процессе слушания смысловую догадку ( по различным внешним признакам: заголовку, первым словам, началу, иллюстрации, взгляду, мимике говорящего). Этот приём помогает удерживать внимание, включать воображение и точнее понимать услышанное.

4. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.

5. Создавать условия для речевого высказывания ребё нка: взрослому тоже необходимо быть вежливым и деликатным слушателем, которому дети захотят что-то рассказать и с которым хочется чем-то поделиться.

6. Регулярно предлагать такие умения, т. е. необходима выстроенная система работы, поскольку в устной речи очень важны тренировка, речевой опыт и импровизация.

Публикации по теме:

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Готов слушать-успешен в учении или как развивать у детей умения слушания
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 22:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД