МААМ-картинки

Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса

Лариса Камерер
Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса

Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса

Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи. Готовность речи ребенка к обучению в школе можно определить, оценив разные ее стороны, или компоненты. Остановимся на них подробнее и будем говорить о речевой норме и отклонениях в речевом развитии.

Публикация «Готовим ребенка к школе, Формирование словарного запаса» размещена в разделах

Состояние произношения К 6-ти годам произношение звуков уже вполне нормализовалось, и ребенок умеет правильно произносить все звуки речи, четко и внятно проговаривать фразы. В норме речь четкая, внятная, без носового оттенка. При нарушении речевого развития часто можно заметить замены звуков. Эти ошибки почти всегда отражаются на письме, так как дети пишут с опорой на проговаривание. Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитие и создает трудности для усвоения грамоты – чтения и письма.

Звуко-слоговая структура. В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений сними. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднения и нужно выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы оно запомнилось. Важно именно в первый раз произнести новое слово правильно, а затем закрепить его в предложении. Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи. И это почти всегда является одним из симптомов очень тяжело протекающего отклонения. Такие нарушения тоже отражаются на письме.

Словарный запас. Он уже достаточно велик и не поддается точному учету. Есть дети, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой. В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия, появляются сложные предлоги «из-за», «из-под». К 7-ми годам ребенок должен : употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт. времена года, уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара, использовать в речи слова-антонимы (высокий – низкий, знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины – «звук», «буква», «слог», «предложение», «цифра». При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ – куртка, шляпа – шапка, шьет – вышивает, названия предметов заменяются названиями действий (ошейник – чтоб собачка не убежала, обувь – на ноги надевают, обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.

Грамматический строй речи. При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей», «карандашов», «светили фонариков», «под столе». Ошибки могут оставаться сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых, так как являются объективно трудными. Основные причины – сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил. Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист». Грамматическая сторона формируется самопроизвольно. Ребенок слышит речь взрослого, запоминает, и у него возникают определенные речевые обобщения, которые он применяет на другом речевом материале. Поэтому культура речи взрослых, их умение правильно пользоваться различными категориями и формами, своевременное исправление ошибок, оказывает положительное влияние на формирование этой стороны речи у детей. У тех, у кого не сформировалась грамматическая сторона речи впоследствии возникают трудности. Которые проявляют себя чаще всего в 3-4 классах при усвоении грамматических правили их использовании, написании изложений, сочинений.

Связная речь. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать вы, уважаемые родители. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы – это собственные рассказы родителей. Расскажите детям о своем детстве, о ваших играх и увлечениях. И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

В логопедической группе, в связи с особенностями нарушения речи, детям домой дается домашнее задание, касающееся всех компонентов речи.

Домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал домой, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. Так же это способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала, даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка, является огромной помощью учителю - логопеду. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, а так же и сложные речевые конструкции.

Выполнение дома определённых видов работы по логопедическим заданиям дисциплинирует ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой на предшествующей неделе на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем - логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логопедической группы во время проведения ежедневных «коррекционных часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

Родители могут ежедневно дозировано давать знания ребенку. Получая новые знания, дошкольник развивает свой словарь, обогащает его существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, преодолевает нарушения грамматического строя речи, учится самостоятельно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, изменять их по родам, числам и др. Используя красочный иллюстрированный материал пособия, ребенок развивает и связную речь. Он научится составлять и распространять предложения, пересказывать рассказ по картинкам, придумывать продолжения начатых взрослым рассказов, самостоятельно составлять рассказы.

Для того чтоб подтолкнуть ребенка к общению, употреблению новых слов, введению их в активный словарь предлагаю добавить больше жизненных красок с помощью фотографий и различных выставок. Это всегда интересно детям. Нужно сейчас ловить время, чтобы проводить его совместно с ребёнком. Ведь скоро он пойдёт в школу, и будет отдаляться от мамы, родителей. А время, проведённое в саду, запомнится «как золотое время».

Для расширения словарного запаса, усвоения грамматических форм предлагаю «Памятки для закрепления лексических тем», которыми можно пользоваться каждый день по пути домой из детского сада:

1. Назови 10-12 предметов по теме.

2. Подбери к данным предметам слова – признаки, характеризуя цвет, форму, размер или величину, материал (из чего изготовлен).

3. Подбери слова – действия.

4. Назови предметы ласково.

5. Назови множественное число предметов (один – много)

6. Подбери притяжательные местоимения (произнеси со словами : мой, моя, мои).

7. Составь предложения, используя перечисленные слова.

8. Составь описательный рассказ об одном из предметов.

9. Поиграйте в игру «Один – несколько».

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возрастаДидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста (в условиях группы продленного.

Готовим ребенка к школе Ситуация когда у будущих первоклассников отсутствует желание учиться, является не слишком распространенной, но и не такой уж редкой. Темп.

Игры на развитие речи и увеличение словарного запаса ребёнка Киселева Ирина Васильевна Угадай, кто мой друг?Для этой игры понадобятся картинки с изображениями животных. Ребёнок выбирает карточку с.

Конспект родительского собрания по теме экономического воспитания «Готовим ребенка к жизни» Цель: обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей. Задачи: - познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим ребёнка к школе» Айдаркина Л. А. Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Готовим ребёнка к школе»Сценарий собрания Цель: организация.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей на музыкальных занятиях Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет.

План по самообразованию «Формирование словарного запаса у детей 6–7 лет посредством различных игр и упражнений с песком» План по самообразованию «Формирование словарного запаса у детей 6–7 лет через различные игры и упражнения с песком» Проблема: недостаточно.

«Активизация словарного запаса детей 3–4 лет». План самообразования Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Мечта" ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ воспитателя Храмовой Марии Сергеевны.

Презентация «Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В дошкольном.

Родительское собрание «Готовим детей к школе» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «ГОТОВИМ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Цели: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовим ребенка к школе. Формирование словарного запаса
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД