Готовность к саморазвитию в исследованиях профессиональной подготовки студентов-психологов

Елена (Апалькова) Горбунова
Готовность к саморазвитию в исследованиях профессиональной подготовки студентов-психологов

Данная статья посвящена одной из интереснейших и важнейших сторон психики – саморазвитию. Саморазвитие для человека является безусловной ценностью, так же как является ценностью творчество. Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность, - самотворчество. Исследования в этой области очень важны, так как подготовка будущего специалиста не возможна без готовности к саморазвитию – это важно для каждой профессии, но в особенности для психологической, ведь эта профессия требует постоянного развития со стороны психолога.

В психологии такими вопросами занимались такие психологи как Э. Эриксон «Теория психосоциального развития», А. Маслоу «Теория «Я» самоактуализация личности», К. Роджерс - теория «Позитивного отношения»

Целью исследования явилось изучение готовности к саморазвитию студентов 1-5 курсов факультета психологии. Выборка составила 81 человек. В нее входили 18 человек с 1 курса, 21 человек со 2 курса, 13 человек с 3 курса, 15 человек с 4 курса и 14 человек с 5 курса.

В качестве методики использовался тест «Готовность к саморазвитию». Опросник включал в себя 14 вопросов. Часть вопросов затрагивала проблему «Хочу знать себя» - вопросы № 1,2,5,7,9,10,13. А другая часть вопросов затрагивала проблему «Могу самосовершенствоваться» - вопросы № 3,4,6,8,11,12,14.

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что «Хотят знать себя» 72% студентов с 1 курса; 75% - со 2 курса; 82% - с 3 курса; 95% - с 4 курса и 71% - с 5 курса. Эти результаты свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных студентов хотят знать себя, то есть стремятся к самопознанию. В среднем таких студентов по пяти курсам выявлено около 80%. При этом максимальное количество таких студентов установлено на 4 курсе – 95% и минимальное на 5 курсе – 71%.

Высказали уверенность в том, что «могут самосовершенствоваться» 69% опрошенных студентов с 1 курса; 73% - со 2 курса; 84% - с 3 курса; 77%- с 4 курса и 76%- с 5 курса. Анализируя результаты, полученные по второй части анкеты, можно отметить, что количество учащихся утверждающих, что они способны к самосовершенствованию, с 1 по 5 курс остается также достаточно высоким. В средним таких студентов 75%. При этом максимальное количество студентов анкете указывающих, что они могут самосовершенствоваться отмечено на 3 курсе – 84%, а минимальное на 1 курсе – 69%.

Подводя итог результатам, полученным в ходе анкетирования и анализируя данные, отмеченные в других психолого-педагогических исследованиях, можно еще раз подчеркнуть, что проблема саморазвития в студенческом возрасте остается весьма актуальной и большинство студентов осознает значимость этой проблемы для себя. Вместе с тем определение конкретных путей решения данной проблемы требует дополнительных исследований.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Анкета для выявления способности педагогов к саморазвитию1. Я стремлюсь изучать себя 5- да 4-скорее да, чем нет 3-и да, и нет 2-скорее.

Ознакомительная экскурсия «Свое — это то, о чем мы заботимся»Ознакомительная экскурсия «Свое — это то, о чем мы заботимся» .

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Готовность к саморазвитию в исследованиях профессиональной подготовки студентов-психологов
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 20:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Презентация на тему: «Типичные ошибки семейного воспитания.»
Типичные ошибки семейного воспитания. Ошибки связанные с мотивацией родителей: Степанов выделяет несколько групп родительских мотиваций: 1. Потребность в...
Конспект занятия по конструированию из бумаги во второй младшей группе.
Конспект НОД по конструированию из бумаги во второй младшей группе : «День рождения Колобка». Цель: ознакомление со свойствами бумаги. Задачи: формировать...
Мастер-класс для родителей «Развиваем воображение и творчество детей, посредством...
Цель: расширить знания родителей( законных представителей) через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития воображения и...
Семинар — тренинг для родителей. Тема: «Детские истерики и капризы. Причины и реакция...
Психологическое консультирование Детские истерики и капризы. Причины и реакция на них. ( семинар – тренинг) Цель: формирование положительного поведения...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах...