«Готовность к школе: актуальные вопросы». Консультация для родителей

Мария Сергеевна Русакова
«Готовность к школе: актуальные вопросы». Консультация для родителей

Я хочу отдать своего ребенка в школу на год раньше. Можно ли и нужно ли это?

Если Ваш ребенок не освоил программу средней группы, то с такой базой знаний ему будет тяжело в подготовительной, а значит, он не сможет в полной мере подготовиться к школе.

Если же ребенок проявляет незаурядные способности, то обратите внимание также на его эмоциональное состояние. Ранимому и тревожному ребенку, возможно, будет тяжело среди более старших и уверенных в себе детей. Кроме того, повышенные нагрузки нелегко даются астеничным и быстро утомляющимся детям.

Если я хочу отдать ребенка в школу раньше, то из какой группы его лучше перевести?

При досрочном уходе в школу ребенок неизбежно пропускает в ДОУ программу одной из групп. Насыщенность этой программы возрастает от года к году. Именно поэтому оптимальным является пропуск программы второй младшей или средней групп. Тяжелее дается переход при пропуске старшей группы и крайне нежелателен при пропуске программы подготовительной группы.

Нужно ли посещать разных специалистов и дополнительные занятия при подготовке к школе?

Подготовиться к школе за один год невозможно. Это длительный многолетний процесс, и поэтому родителю необходимо задуматься об этом вопросе заранее. Часто именно в последний год мамы и папы начинают активно посещать логопедов, курсы по подготовке к школе, нанимают репетиторов.

Нагрузка на психику при этом резко возрастает и ребенку становится тяжело, особенно если раньше он не был приучен к таким занятиям. В итоге у детей значимо падает учебная мотивация, они отказываются заниматься, регрессируют в игре.

Чтобы избежать такой проблемы, родителям важно составить план дополнительных занятий на несколько лет вперед. Например, решить для себя, что в средней группе они плотно займутся развитием мелкой моторики, в старшей группе логопедией, а в подготовительной сосредоточатся, например, на развитии словесно-логического мышления.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел в школу?

Некоторые родители совершают ошибку и расхваливают школу, делая из нее сказочное царство. Ребенок, решивший что учеба в школе – это сплошное удовольствие, скорее всего, разочаруется уже в первые две недели пребывания в первом классе.

Учеба – это труд, причем большой. Часто бывает нелегко, часто не хочется, но надо. И ребенку следует это знать. И более того, он должен в своем опыте заранее сталкиваться с этим, то есть иметь большой, очень большой опыт интеллектуальной деятельности и чувствовать себя при решении умственных задач уверенно и спокойно.

Заманивание ребенка в школу пятерками – рисковый ход. А если так случится, что пятерок не будет? А если вместо пятерок будут четверки? Или двойки-тройки? Тогда ребенок должен, по сути, отказаться от учебы как от неинтересной, а это недопустимо.

Чтобы избежать таких проблем, важно мотивировать ребенка теми знаниями, которые он получит в школе. Говорить ему, что он станет умным, будет много знать, много уметь и станет совсем не похож на маленьких дошколят. Конечно, если предыдущие 5-6 лет родителей особо не интересовали познания ребенка, они вряд ли всего за год успеют убедить своего сына или дочь в важности знаний. И поэтому еще один важный совет – приучайте малыша к интеллектуальному труду и старательности с самого рождения – в будущем это приведет его к успеху не только в школе, но и в целом в жизни.

Чему учить ребенка при подготовке к школе?

Часто родители сами пытаются научить ребенка читать и писать. Это чревато проблемами, связанными с переучиванием будущего первоклассника. Никто не гарантирует маме и папе, что они сами не допустят ошибок при обучении своих детей.

И тем не менее ребенок должен быть подготовлен к школе. Но достигается это не путем натаскивания по программе первого класса, а в играх, особенно дидактических, то есть основанных на строгом следовании правилам. Многочисленные вариации лото, домино, игр-ходилок, мозаик, пазлов, головоломок и картинок-загадок не только позволяют развивать мышление, речь, воображение, внимание и память, но и прививают детям интерес к интеллектуальной деятельности как таковой.

Крайне важны также лепка, аппликация и рисование. Даже если вы не видите своего ребенка в будущем представителем творческой профессии, все эти занятия все равно отразятся на нем крайне благоприятно. Во-первых, дети любят такие наглядные развлечения – они соответствует потребностям их возраста. Во-вторых, эти виды деятельности развивают мелкую моторику и вазомоторную активность (связку глаз-рука, что крайне важно для начальной школы. И в-третьих, самое главное, лепка, рисование и аппликация требуют от ребенка внимательности и аккуратности, то есть умения точно действовать по образцу. А оно при обучении в школе является одним из базовых и важнейших.

Дисциплина также является базовым навыком, который необходимо сформировать еще до школы. Практически невозможно научить чему-то кричащего, прыгающего, дерущегося, постоянно хохочущего или наоборот плачущего ребенка, того, кто ленится и не может начать дело или же того, кто хватается за все подряд, ничего не доводя до конца.

Не забывайте о рефлексии – умении анализировать свои действия и произошедшие события. Дошкольник еще не может делать это сам, произвольно и целенаправленно, так как возраст у него еще не тот. Но вместе с родителями будущий первоклассник вполне может задуматься над произошедшим, обсудить, что же случилось, почему, как вел себя он сам и другие люди и какие выводы можно сделать из всего этого.

В рефлексии также развивается речь как опора для мышления. Однако красота языка важна и сама по себе. Чтобы речь ребенка была не только содержательной, но и правильной, больше читайте ему художественную литературу, вовлекайте ребенка в диалог, сами говорите полно и корректно, используйте разнообразные речевые конструкции, поощряйте сочинение сказок. Часто детям помогает наглядный материал, например, картинки, по которым они должны составить рассказ.

Публикации по теме:

Готовность детей к школе Готовность детей к школе: Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Взволнованные мамы и папы.

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Готовность к школе: актуальные вопросы». Консультация для родителей
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 00:04
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...