Готовность воспитанников к учебной деятельности

Татьяна Иванова
Готовность воспитанников к учебной деятельности

Для дошкольника переход из детского сада в школу меняет картину окружающего мира и определяет его место в этой действительности, меняется социальная позиция ребенка-дошкольника и социальная ситуация его развития. От того, как ребенок подготовлен к школе будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению многокомпанентна. Выделяют несколько параметров психического развития ребенка влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает принятие новой социальной позиции школьника; позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе; любознательность; развитие желания ходить в школу; произвольное управление своим поведением; объективность самооценки; потеря «детскости», непосредственности.

Интеллектуальная готовность включает в себя наличие широкого кругозора и запаса знаний, аналитическое мышление; развитие мелкой моторики, фонематического слуха; умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Социально-психологическая готовность означает способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками; умение адекватно реагировать на замечание учителей; умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках; умение подчиняться правилам и нормам; умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность означает развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности); эмоциональной устойчивости; сформированности небоязни трудностей; умение ограничивать эмоциональные порывы.

В начале года провожу диагностическое обследование готовности ребенка к школьному обучению («Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко). Для диагностики личностной готовности – изучение самооценки ребенка использую методику «Лесенка». Для диагностики мелкой моторики рук использую методику «Вырежи круг».

Для диагностики интеллектуальной готовности : внимания, памяти, мышления, речи, сформированности образных и пространственных представлений, восприятия, воображения используются методики «Домик», «10 слов», «Закончи предложение», «4-й лишний», «Последовательные картинки», «Найди недостающий», «Рисунок человека», «Разрезные картинки», «На что это похоже». Для диагностики уровня произвольности и сформированности «внутренней позиции школьника» использую методики «Запрещенные слова», «Графический диктант». Для диагностики мотивационной готовности к обучению использую методики: «Беседа о школе» Т. А. Нежнова. Для диагностики психосоциального развития ребенка использую тест С. А. Банкова. Для комплексной диагностики готовности к школе применяю тест школьной зрелости Керна - Йерасека.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую комплексную программу «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой направленную на:

- развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения;

- развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

- развитие эмоциональной сферы

- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

- развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

- развитие волевой сферы – произвольности и саморегуляции;

- формирование позитивной мотивации к обучению.

Эта программа реализуется посредством проигрывания сказок, после восприятия, которых проводится беседа с детьми, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами. Цель работы – вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Сказки раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты. Сказки о школьных конфликтах направлены на коррекцию агрессивного поведения, способствуют разрядке негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в школьных ситуациях:

1. Ябеда.

2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

3. Задача для Лисенка (ложь).

4. Спорщик.

5. Обида.

6. Хвосты (межгрупповые конфликты).

7. Драки.

8. Грубые слова.

9. Дружная страна (межполовые конфликты).

Во время каждого занятия включаю работу в тетрадях – задания на развитие мыслительных операций, памяти, внимания, восприятия, воображения, эмоциональной и коммуникативной сфер. Письменные задания чередую с подвижными играми, динамическими паузами, использую пальчиковую гимнастику.

В сочетании с программой Н. Ю. Куражевой использую элементы программы психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т. В. Ананьевой, направленную на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер; на развитие произвольности поведения; снижения уровня тревожных переживаний; развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми; обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями. Для развития речи, понимания изображенного сюжета на картинках и простых причинно-следственных отношений использую серии сюжетных картин «Что сначала, что потом?», «Расскажи историю».

Основными методами и техниками в работе с детьми являются: игра, беседа, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, наблюдение.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе. С будущими первоклассниками 2 раза в год проводится исследование психологической готовности к школе. Используется методика «Определение мотивов учения» (разработана М. Р. Гинзбургом). Автор методики отметил, что для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

- учебно-познавательный мотив, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- социальный мотив, основанный на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно);

- позиционный мотив, связанный с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- оценочный мотив, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать пятерки»);

- внешний по отношению к школе и учению мотив («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого сформирована зрелая «внутренняя позиция школьника», эмоционально-положительное отношение к школе, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания. У ребенка, у которого не обнаружили черты зрелости мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника» отмечается:

- отсутствие стремления ребенка пойти в школу или негативное отношение к школе и учению;

- выраженная импульсивность поведения;

- отсутствие мотивов;

- низкий уровень осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется объяснить смысл учения.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

- игрового преподнесения заданий;

- создания положительного образа школьника;

- подкрепление положительного отношения к школе;

- закрепление знаний о школьных принадлежностях;

- закрепление образцов ролевого поведения;

- формирование чувства уверенности в роли ученика.

В основное содержание занятия входят этюды, игры, упражнения, на развитие и коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Проводятся игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, на развитие самосознания.

Публикации по теме:

«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Готовность воспитанников к учебной деятельности
Опубликовано: 18 июня 2013 в 10:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...