Говорит, словно реченька журчит

Елена Синякова
Говорит, словно реченька журчит

Говорит, словно реченька журчит»

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие с окружающими его людьми: родителями, сестрами, братьями, дедушками, бабушками и т. д.

Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Сегодня мы постараемся разобраться в каких случаях, и в каком возрасте стоит беспокоиться о недостаточном речевом развитии ребенка.

В каких случаях нужно беспокоится?

Для нормального становления речевой деятельности, прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

- Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;

- Правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

- Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки;

- Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

- Способность говорить;

- Способность понимать сказанное.

От рождения до 6 месяцев

Речь в своём развитии проходит определённые этапы.

Очень важно уже с первых дней рождения ребёнка всё время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т. д.) доступнее пониманию ребёнка, она способствует более полноценному развитию малыша.

Ребёнок заражается вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать вам.

Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменении личности.

7 – 10 месяцев

Ребёнок вступает в общение со взрослыми и начинает исследовать различные предметы, включая собственные ручки-ножки. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7 – 8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отражённый лепет – повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность.

С 9 месяцев ребёнок начинает понимать простые словесные конструкции, дополненные жестами. Развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать с взрослым, активно используются игрушки.

Основания для беспокойства:

а) Отсутствие лепета (нет повторений за взрослым);

б) Невыполнение простых словесных команд (дай, покажи);

10 – 12 месяцев

Основания для беспокойства:

а) Ребёнок не реагирует на своё имя;

б) Отмечается отсутствие лепетных слов (би - би, ав - ав, бух, дай, ба-ба и др.)

1 – 3 года

После года развитие речи идёт стремительно. Возрастает потребность малыша в речевом общении. У него появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается развитие активной речи.

Основания для беспокойства:

а) Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова и искажает его, использует аморфные слова (Например, дека- девочка, пику – купи, пэха – хлеб и т. д.).

б) Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

в) Малыш строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено (Например, Аня хочет, нет – Я не хочу).

г) В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я», говорит «мы»).

д) Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 – 5 лет

Основания для беспокойства:

а) У ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, домашние и дикие животные, обувь и т. д.

б) Затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть и т. д. ; подобрать к слову антоним: холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т. д.

в) Ребёнок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

5 – 6 лет

К 6 летнему возрасту ребёнок овладевает:

а) Самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них).

б) Звуковой формой слов (правильное произнесение всех звуков; нахождение определенного звука в словах; придумывание слов на заданный звук; правильное речевое дыхание, дикция, сила голоса и т. д.)

в) Объяснением значения слов (для чего нам нужен: холодильник, пылесос, стиральная машина, компьютер).

г) Грамматическим строем речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью суффиксов, приставок); синтаксис (построение простых и сложных предложений).

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Речевые нарушения у детей 5 -7 лет

Нарушение звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков.

Нарушение слоговой структуры.

Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения слов.

Неправильное грамматическое оформление высказывания.

Нарушение связного высказывания.

Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение выразительных средств устной речи.

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, послоговое произнесение слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолировано и в различных комбинациях.

В заключении хочется пожелать всем успехов в воспитании ваших детей, верьте в себя и возможности своего ребенка!

Синякова Е. С. логопед

Публикации по теме:

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Праздник Ивана КупалыПраздник Ивана Купалы 6 июля работники Дома культуры организовали и провели с воспитанниками детского сада летний праздник Ивана Купалы. Дети были приглашены.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Мебель, интерьер
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Говорит, словно реченька журчит
Опубликовано: 24 октября 2012 в 18:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...