Говорит, словно реченька журчит

Елена Синякова
Говорит, словно реченька журчит

Говорит, словно реченька журчит»

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие с окружающими его людьми: родителями, сестрами, братьями, дедушками, бабушками и т. д.

Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Сегодня мы постараемся разобраться в каких случаях, и в каком возрасте стоит беспокоиться о недостаточном речевом развитии ребенка.

В каких случаях нужно беспокоится?

Для нормального становления речевой деятельности, прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

- Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;

- Правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

- Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки;

- Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

- Способность говорить;

- Способность понимать сказанное.

От рождения до 6 месяцев

Речь в своём развитии проходит определённые этапы.

Очень важно уже с первых дней рождения ребёнка всё время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т. д.) доступнее пониманию ребёнка, она способствует более полноценному развитию малыша.

Ребёнок заражается вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать вам.

Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменении личности.

7 – 10 месяцев

Ребёнок вступает в общение со взрослыми и начинает исследовать различные предметы, включая собственные ручки-ножки. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7 – 8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отражённый лепет – повторение за взрослым и самолепет – собственная речевая активность.

С 9 месяцев ребёнок начинает понимать простые словесные конструкции, дополненные жестами. Развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать с взрослым, активно используются игрушки.

Основания для беспокойства:

а) Отсутствие лепета (нет повторений за взрослым);

б) Невыполнение простых словесных команд (дай, покажи);

10 – 12 месяцев

Основания для беспокойства:

а) Ребёнок не реагирует на своё имя;

б) Отмечается отсутствие лепетных слов (би - би, ав - ав, бух, дай, ба-ба и др.)

1 – 3 года

После года развитие речи идёт стремительно. Возрастает потребность малыша в речевом общении. У него появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается развитие активной речи.

Основания для беспокойства:

а) Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам. При появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова и искажает его, использует аморфные слова (Например, дека- девочка, пику – купи, пэха – хлеб и т. д.).

б) Ребёнок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

в) Малыш строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено (Например, Аня хочет, нет – Я не хочу).

г) В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я», говорит «мы»).

д) Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 – 5 лет

Основания для беспокойства:

а) У ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, домашние и дикие животные, обувь и т. д.

б) Затрудняется заменить слово синонимом: собака – пёс, пачкать – грязнить, смотреть – глядеть и т. д. ; подобрать к слову антоним: холодный – горячий, улыбаться – хмуриться и т. д.

в) Ребёнок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).

5 – 6 лет

К 6 летнему возрасту ребёнок овладевает:

а) Самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них).

б) Звуковой формой слов (правильное произнесение всех звуков; нахождение определенного звука в словах; придумывание слов на заданный звук; правильное речевое дыхание, дикция, сила голоса и т. д.)

в) Объяснением значения слов (для чего нам нужен: холодильник, пылесос, стиральная машина, компьютер).

г) Грамматическим строем речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью суффиксов, приставок); синтаксис (построение простых и сложных предложений).

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Речевые нарушения у детей 5 -7 лет

Нарушение звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков.

Нарушение слоговой структуры.

Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения слов.

Неправильное грамматическое оформление высказывания.

Нарушение связного высказывания.

Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение выразительных средств устной речи.

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, послоговое произнесение слов.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолировано и в различных комбинациях.

В заключении хочется пожелать всем успехов в воспитании ваших детей, верьте в себя и возможности своего ребенка!

Синякова Е. С. логопед

Публикации по теме:

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Праздник Ивана КупалыПраздник Ивана Купалы 6 июля работники Дома культуры организовали и провели с воспитанниками детского сада летний праздник Ивана Купалы. Дети были приглашены.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Мебель, интерьер
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Говорит, словно реченька журчит
Опубликовано: 24 октября 2012 в 18:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Празднование дня рождения в младшей группе «Пузыри воздушные, такие непослушные»...
Празднование дня рождения в младшей группе «Пузыри воздушные, такие непослушные» ( фотоотчет. День рождение - это замечательный и запоминающийся...
Фотоотчёт «Весна! Весна!» (бумагопластика) во второй младшей группе
Весна с улыбкой шлёт привет Проснувшейся природе; Всё после зимних бурь и бед Вздохнуло на свободе. Бессильно зляся и ворча, Зима, старуха злая, Бежит,...
Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть...
Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» ( фотоотчёт. Часть вторая. Проект длился с 15 марта по 12 апреля. В группе были...
Фотоотчет о конкурсе «Природа — наш дом»
Уважаемые коллеги в одной из предыдущих публикаций я рассказывала о выставке детских работ на тему "Природа вокруг нас". Дети постарались показать красоту...
Огород на подоконнике «Во саду ли, в огороде»
Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем "огород" на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт. В этом году...