Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)

любовь претуляк
Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)

Педагогическое кредо: Самое главное в воспитании детей –

Любовь, терпение и личный пример.

Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны быть направлены на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально- правовую защищенность детей. На сегодняшний день важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной ситуации. Я считаю, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.

Я работаю в направлении гражданско- правового воспитания дошкольников, разработала методическую тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе». В своей деятельности по данному направлению я использую следующие педагогические технологии:

«Я – человек» С. Козлова, «Я, ты, мы» О. Князева, которая направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребёнка-дошкольника;

«Воспитывая маленького гражданина…» Г. А. Ковалева, цель которой - развивать у современного ребенка чувство патриотизма, гражданского самосознания.

«Маленьким детям – большие права» Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова, направлена на стимулирование развития социальной уверенности ребенка и предупреждение социально неуверенного поведения;

«Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, в которой представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с правами ребенка.

«Защита прав и достоинства маленького ребенка» Т. Н. Доронова, направлена на знакомство работников дошкольных учреждений с основными положениями Конвенции о правах ребенка и содействии их реализации.

С целью качественной организации деятельности я разработала модель взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного пространства по гражданско-правовому воспитанию (схема 1):

СХЕМА 1

Блок «Воспитатель – ребенок»

С целью ознакомления детей, в соответствии их возрасту, с основными документами по защите прав ребенка; формирования чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за данное слово, за начатое дело и др.) Я создала детскую правовую школу «Росток».

Обучение в детской правовой школе «Росток» я выстраивала по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему, для этого разработала систему занятий по правовому воспитанию дошкольников с использованием различных форм, методов и приемов:

• моделирование – изготовление модели семьи, кабинета министров,

• карты-помощи на улице и ДОУ;

• составление норм и правил поведения в группе, составление Декларации группы, прав и обязанностей детей группы;

• экскурсии по ДОУ, которые помогли узнать детям, что детский сад похож на семью, где взрослые заботятся о детях, старшие о малышах и все могут заниматься любимым делом в разных уголках детского сада;

• занятия размышления, на которых каждый ребенок имеет возможность поставить себя в воображаемую ситуацию;

• составление рассказов «Моя семья», «Мой друг», «Каким я буду, когда я вырасту»;

• выпуск авторских книг детьми «Сказка про Машу», «Колобок»;

• решение проблемных ситуаций, что позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие между собой в их общении со взрослыми и детьми, где детям необходимо найти новое решение.

• интерактивные игры: «Детский кабинет министров»; «Звездный час», «Семейные совет», с использованием элементов детского самоуправления;

Для эффективной работы правовой школы «Росток» мною были подобраны и систематизированы серии игр, направленные:

• на развитие чувства индивидуальности - «Кто я и какой я?»;

• на развитие умения общаться - «Как я общаюсь с другими людьми?»;

• на формирование умения оценивать других с позиции доброжелательности - «Комплименты»;

• на умение оценивать других с позиции доброжелательности умение анализировать поступки сказочных героев, умение называть нарушенные в сказке права - «Игры по сказкам»;

• на адаптацию человека в социальном мире - «Помоги себе сам»;

• на расширение области правовых знаний детей - «Я имею право…».

Я создала банк данных о каждом ребенке, что позволило построить программу индивидуального развития с учетом особенностей ребенка. В группе ведутся Паспорта развития дошкольника, в которых учитывается уровень развития каждого ребёнка, его интересы и потребности, проектируется индивидуальный маршрут его развития.

С учетом индивидуальных интересов, склонностей и потребностей я обеспечиваю право каждого ребёнка на любимое занятие через участие в реализации коллективного долгосрочного социально-педагогического проекта «Свободный выбор». В рамках проекта в ДОУ действуют разновозрастные детские объединения: кружок «Юный эколог», студия ручного труда «Пчелка», театральный кружок «Артистёнок», школа гигиены «Познай себя», студия правильной речи «Речевичек», факультатив «Музыкальные экскурсии». Мои воспитанники с удовольствием занимаются, проявляют умственные и творческие способности, имеют возможность для самовыражения.

Обеспечивая право на охрану здоровья я большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья воспитанников. В рамках реализации авторской физкультурно-оздоровительной технологии педагогического коллектива МДОУ №98 «Здоровый малыш», я составила модель двигательной активности, схему профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья и уровня физического развития воспитанников группы. Данный комплекс мероприятий направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирования навыков у детей и пропаганде здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Применение мною технологии «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Р. Стеркина, Н. Авдеева позволяет формировать у детей навыки адекватного поведения в различных неожиданных, опасных ситуациях, а реализация в летний оздоровительный период краткосрочных проектов: «Безопасный островок», «Знатоки пешеходных наук», позволяет мне

закрепить полученные знания у дошкольников.

Результатом всей работы с детьми по правовому образованию стала интерактивная игра «Выборы президента группы», в которой принимали участие дети старшего дошкольного возраста всего ДОУ. Игра проходила в 3 этапа.

На первом этапе дети предлагали свои кандидатуры и доказывали, почему именно они достойны звания президента.

На 2 этапе дети совместно с родителями разрабатывали и выпускали предвыборные программы. Например:

3 этап. Встреча кандидатов с избирателями. В театральной студии состоялась пресс- конференция, на которой кандидаты рассказывали о своей программе, и отвечали на вопросы избирателей.

Заключительный этап голосование и подсчет голосов.

Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила мне достичь высоких результатов: количество детей с высоким уровнем усвоения материала повысилось на 15%.

Блок «Воспитатель – семья»

Для того, чтобы воспитательная работа была результативной, я считаю - необходимо объединить усилия педагога и родителей. С этой целью был налажен тесный контакт с родителями на основе сотрудничества, использовались разнообразные формы:

«Наши достижения» - рубрика в родительском уголке;

• фоторепортажи «В стране Детсадия»;

• совместные чаепития, развлечения, музыкальные гостиные, участие в выставках.

Дальнейшую работу в этом направлении я вела в соответствии с разработанной схемой.

Схема использования родительского ресурса в образовательном пространстве ДОУ

Важным условием успешной работы по ознакомлению с основами правового образования дошкольников является тесная связь с родителями. По результатам анкетирования я выявила низкий уровень правовой грамотности родителей (30%). С целью повышения правовой грамотности и психолого-педагогической культуры я создала клуб «Берегиня», разработала перспективный план его деятельности.

Привлекая родителей к правовому воспитанию, я посвятила первые занятия знакомству с документами, принятыми в нашем обществе, а в дальнейшем организовывала для родителей консультации «Ребенок и его права», «Формы наказаний», «Наказывая, подумай зачем» и т. д. В рубрике клуба «Встречи с заинтересованным лицом» организовала встречи со специалистами из органов опеки и защиты детства, психологами и социальными педагогами Центра Здорового образа жизни «Открой себя», которые поспособствовали повышению заинтересованности родителей в развитии и воспитании детей, желание войти в образовательное пространство ДОУ.

В копилку семейного опыта были предложены памятки «Искусство быть родителем», «Наказывая ребенка, нужно помнить.» и т. д. В рамках тиражирования семейного опыта в уголке для родителей оформлена рубрика «Делимся опытом», где родители делятся своими семейными традициями: «Ритуал укладывания спать», «Семейные соревнования». Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «Папа, мам, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы: «Наши имена», «Наши права», «Моя семья», «Мой любимый Кайеркан», «Дом в котором мы живем», пособия к игре «Звездный час».

Я активно привлекаю родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях:

• конкурс рисунков «Наши права», обложка к книге «Права ребенка»;

• в выборах президента группы – составление и изготовление программы кандидатов;

• в составлении Декларации группы, герба группы, прав и обязанностей детей группы «Буратино»

• презентации проектов «Что надо делать, чтобы не болеть», где каждый проект был отмечен номинацией «Оригинальность замысла», «Здоровый юмор», «Из области фантастики» и т. д. - во время знакомства детей с правом на охрану здоровья.

Например: семейный проект «Из области фантастики».

Победитель номинации «Творческий энтузиазм»

Для повышения правовой культуры родителей всего детского сада я оформила информационный стенд «Семейная правовая школа», который включает в себя следующие рубрики: нормативно-правовые документы, в копилку родительского опыта, фоторепортажи, права ребенка в детских рисунках.

В результате такой комплексной работы по итогам анкетирования родителей к концу 2012 учебного года повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности на 25%.

Мои выпускники и их родители продолжают активно участвовать в жизни детского сада: посещают детский сад, интересуются жизнью группы, принимают активное участие в совместных мероприятиях:

• участие в утренниках, развлечениях;

• участие в выставках, в изготовлениях игрушек.

Блок «Воспитатель – социум»

Для развития коммуникативной компетенции и формированию социальных навыков дошкольников я осуществляю сотрудничество с педагогами социально-культурных учреждений города: Дом детского творчества, детская библиотека, молодежный центр, школа искусств.

В рамках сотрудничества провожу совместные мероприятия для детей и родителей, используя социокультурное пространство микрорайона. Ежегодно мои воспитанники участвуют и занимают призовые места в городских конкурсах: «Юное поколение», «Сам себе режиссер», «Дорога в Завтра», «Новогодняя игрушка» и т. д.

Блок «Воспитатель – педагоги»

Своим педагогическим опытом я активно делюсь с коллегами

Мною были проведены открытые мероприятия:

• для воспитателей ДОУ, которые проходили в форме игры «Звездный час», «Выборы президента группы»; мастер- класс на тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе».

• для учителей СОШ интегрированное занятие по математике и конструированию.

Выпустила информационные буклеты для педагогов: «Правовая культура дошкольников», «Прав тот, у кого прав больше, «Имею право».

Разработанная, мною система занятий по правовому воспитанию нашла применение не только в нашем учреждении, но и в дошкольных учреждениях большого Норильска.

(Девочки. простите меня пожалуйста, не могу вставить фотографии и схемы)

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Безопасность детей
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)
Опубликовано: 9 октября 2012 в 21:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...