Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)

любовь претуляк
Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)

Педагогическое кредо: Самое главное в воспитании детей –

Любовь, терпение и личный пример.

Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны быть направлены на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально- правовую защищенность детей. На сегодняшний день важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной ситуации. Я считаю, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, рисунки.

Я работаю в направлении гражданско- правового воспитания дошкольников, разработала методическую тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе». В своей деятельности по данному направлению я использую следующие педагогические технологии:

«Я – человек» С. Козлова, «Я, ты, мы» О. Князева, которая направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребёнка-дошкольника;

«Воспитывая маленького гражданина…» Г. А. Ковалева, цель которой - развивать у современного ребенка чувство патриотизма, гражданского самосознания.

«Маленьким детям – большие права» Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова, направлена на стимулирование развития социальной уверенности ребенка и предупреждение социально неуверенного поведения;

«Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, в которой представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с правами ребенка.

«Защита прав и достоинства маленького ребенка» Т. Н. Доронова, направлена на знакомство работников дошкольных учреждений с основными положениями Конвенции о правах ребенка и содействии их реализации.

С целью качественной организации деятельности я разработала модель взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного пространства по гражданско-правовому воспитанию (схема 1):

СХЕМА 1

Блок «Воспитатель – ребенок»

С целью ознакомления детей, в соответствии их возрасту, с основными документами по защите прав ребенка; формирования чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за данное слово, за начатое дело и др.) Я создала детскую правовую школу «Росток».

Обучение в детской правовой школе «Росток» я выстраивала по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему, для этого разработала систему занятий по правовому воспитанию дошкольников с использованием различных форм, методов и приемов:

• моделирование – изготовление модели семьи, кабинета министров,

• карты-помощи на улице и ДОУ;

• составление норм и правил поведения в группе, составление Декларации группы, прав и обязанностей детей группы;

• экскурсии по ДОУ, которые помогли узнать детям, что детский сад похож на семью, где взрослые заботятся о детях, старшие о малышах и все могут заниматься любимым делом в разных уголках детского сада;

• занятия размышления, на которых каждый ребенок имеет возможность поставить себя в воображаемую ситуацию;

• составление рассказов «Моя семья», «Мой друг», «Каким я буду, когда я вырасту»;

• выпуск авторских книг детьми «Сказка про Машу», «Колобок»;

• решение проблемных ситуаций, что позволяет решать некоторые реальные проблемы, возникающие между собой в их общении со взрослыми и детьми, где детям необходимо найти новое решение.

• интерактивные игры: «Детский кабинет министров»; «Звездный час», «Семейные совет», с использованием элементов детского самоуправления;

Для эффективной работы правовой школы «Росток» мною были подобраны и систематизированы серии игр, направленные:

• на развитие чувства индивидуальности - «Кто я и какой я?»;

• на развитие умения общаться - «Как я общаюсь с другими людьми?»;

• на формирование умения оценивать других с позиции доброжелательности - «Комплименты»;

• на умение оценивать других с позиции доброжелательности умение анализировать поступки сказочных героев, умение называть нарушенные в сказке права - «Игры по сказкам»;

• на адаптацию человека в социальном мире - «Помоги себе сам»;

• на расширение области правовых знаний детей - «Я имею право…».

Я создала банк данных о каждом ребенке, что позволило построить программу индивидуального развития с учетом особенностей ребенка. В группе ведутся Паспорта развития дошкольника, в которых учитывается уровень развития каждого ребёнка, его интересы и потребности, проектируется индивидуальный маршрут его развития.

С учетом индивидуальных интересов, склонностей и потребностей я обеспечиваю право каждого ребёнка на любимое занятие через участие в реализации коллективного долгосрочного социально-педагогического проекта «Свободный выбор». В рамках проекта в ДОУ действуют разновозрастные детские объединения: кружок «Юный эколог», студия ручного труда «Пчелка», театральный кружок «Артистёнок», школа гигиены «Познай себя», студия правильной речи «Речевичек», факультатив «Музыкальные экскурсии». Мои воспитанники с удовольствием занимаются, проявляют умственные и творческие способности, имеют возможность для самовыражения.

Обеспечивая право на охрану здоровья я большое внимание уделяю сохранению и укреплению здоровья воспитанников. В рамках реализации авторской физкультурно-оздоровительной технологии педагогического коллектива МДОУ №98 «Здоровый малыш», я составила модель двигательной активности, схему профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья и уровня физического развития воспитанников группы. Данный комплекс мероприятий направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирования навыков у детей и пропаганде здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Применение мною технологии «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Р. Стеркина, Н. Авдеева позволяет формировать у детей навыки адекватного поведения в различных неожиданных, опасных ситуациях, а реализация в летний оздоровительный период краткосрочных проектов: «Безопасный островок», «Знатоки пешеходных наук», позволяет мне

закрепить полученные знания у дошкольников.

Результатом всей работы с детьми по правовому образованию стала интерактивная игра «Выборы президента группы», в которой принимали участие дети старшего дошкольного возраста всего ДОУ. Игра проходила в 3 этапа.

На первом этапе дети предлагали свои кандидатуры и доказывали, почему именно они достойны звания президента.

На 2 этапе дети совместно с родителями разрабатывали и выпускали предвыборные программы. Например:

3 этап. Встреча кандидатов с избирателями. В театральной студии состоялась пресс- конференция, на которой кандидаты рассказывали о своей программе, и отвечали на вопросы избирателей.

Заключительный этап голосование и подсчет голосов.

Такая последовательная и систематическая деятельность в области правового воспитания позволила мне достичь высоких результатов: количество детей с высоким уровнем усвоения материала повысилось на 15%.

Блок «Воспитатель – семья»

Для того, чтобы воспитательная работа была результативной, я считаю - необходимо объединить усилия педагога и родителей. С этой целью был налажен тесный контакт с родителями на основе сотрудничества, использовались разнообразные формы:

«Наши достижения» - рубрика в родительском уголке;

• фоторепортажи «В стране Детсадия»;

• совместные чаепития, развлечения, музыкальные гостиные, участие в выставках.

Дальнейшую работу в этом направлении я вела в соответствии с разработанной схемой.

Схема использования родительского ресурса в образовательном пространстве ДОУ

Важным условием успешной работы по ознакомлению с основами правового образования дошкольников является тесная связь с родителями. По результатам анкетирования я выявила низкий уровень правовой грамотности родителей (30%). С целью повышения правовой грамотности и психолого-педагогической культуры я создала клуб «Берегиня», разработала перспективный план его деятельности.

Привлекая родителей к правовому воспитанию, я посвятила первые занятия знакомству с документами, принятыми в нашем обществе, а в дальнейшем организовывала для родителей консультации «Ребенок и его права», «Формы наказаний», «Наказывая, подумай зачем» и т. д. В рубрике клуба «Встречи с заинтересованным лицом» организовала встречи со специалистами из органов опеки и защиты детства, психологами и социальными педагогами Центра Здорового образа жизни «Открой себя», которые поспособствовали повышению заинтересованности родителей в развитии и воспитании детей, желание войти в образовательное пространство ДОУ.

В копилку семейного опыта были предложены памятки «Искусство быть родителем», «Наказывая ребенка, нужно помнить.» и т. д. В рамках тиражирования семейного опыта в уголке для родителей оформлена рубрика «Делимся опытом», где родители делятся своими семейными традициями: «Ритуал укладывания спать», «Семейные соревнования». Совместно с родителями были оформлены фотовыставки: «Папа, мам, я – дружная семья», «Интересное рядом», альбомы: «Наши имена», «Наши права», «Моя семья», «Мой любимый Кайеркан», «Дом в котором мы живем», пособия к игре «Звездный час».

Я активно привлекаю родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях:

• конкурс рисунков «Наши права», обложка к книге «Права ребенка»;

• в выборах президента группы – составление и изготовление программы кандидатов;

• в составлении Декларации группы, герба группы, прав и обязанностей детей группы «Буратино»

• презентации проектов «Что надо делать, чтобы не болеть», где каждый проект был отмечен номинацией «Оригинальность замысла», «Здоровый юмор», «Из области фантастики» и т. д. - во время знакомства детей с правом на охрану здоровья.

Например: семейный проект «Из области фантастики».

Победитель номинации «Творческий энтузиазм»

Для повышения правовой культуры родителей всего детского сада я оформила информационный стенд «Семейная правовая школа», который включает в себя следующие рубрики: нормативно-правовые документы, в копилку родительского опыта, фоторепортажи, права ребенка в детских рисунках.

В результате такой комплексной работы по итогам анкетирования родителей к концу 2012 учебного года повысился уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности на 25%.

Мои выпускники и их родители продолжают активно участвовать в жизни детского сада: посещают детский сад, интересуются жизнью группы, принимают активное участие в совместных мероприятиях:

• участие в утренниках, развлечениях;

• участие в выставках, в изготовлениях игрушек.

Блок «Воспитатель – социум»

Для развития коммуникативной компетенции и формированию социальных навыков дошкольников я осуществляю сотрудничество с педагогами социально-культурных учреждений города: Дом детского творчества, детская библиотека, молодежный центр, школа искусств.

В рамках сотрудничества провожу совместные мероприятия для детей и родителей, используя социокультурное пространство микрорайона. Ежегодно мои воспитанники участвуют и занимают призовые места в городских конкурсах: «Юное поколение», «Сам себе режиссер», «Дорога в Завтра», «Новогодняя игрушка» и т. д.

Блок «Воспитатель – педагоги»

Своим педагогическим опытом я активно делюсь с коллегами

Мною были проведены открытые мероприятия:

• для воспитателей ДОУ, которые проходили в форме игры «Звездный час», «Выборы президента группы»; мастер- класс на тему: «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе».

• для учителей СОШ интегрированное занятие по математике и конструированию.

Выпустила информационные буклеты для педагогов: «Правовая культура дошкольников», «Прав тот, у кого прав больше, «Имею право».

Разработанная, мною система занятий по правовому воспитанию нашла применение не только в нашем учреждении, но и в дошкольных учреждениях большого Норильска.

(Девочки. простите меня пожалуйста, не могу вставить фотографии и схемы)

Публикации по теме:

Анкета. «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка» Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в опросе в целях подготовки к городской научно-практической конференции «Взаимодействие.

Правовое воспитание дошкольников в процессе развития представлений об окружающем мире и о себе Изменения, происходящие в жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска подходов в области охраны прав и интересов детей, которые должны.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Грант на тему «Правовое образование дошкольников в процессе представлений об окружающем мире и о себе» (выиграла 40 тыс. руб.)
Опубликовано: 9 октября 2012 в 21:12
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...