Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Галина Викторовна Янгулова
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А. С. Макаренко.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать уже в дошкольном периоде социально значимые качества личности, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Для формирования активной личности гражданина – патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в дошкольном образовательном учреждении. Нравственность – это воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни. Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям «чувство Родины», которое начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением, с родным домом и городом. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Для этого мы предлагаем нашим педагогам консультации на тему «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (приложение №1, которые раскрывают актуальность темы, нормативно-правовую базу по патриотическому воспитанию, суть работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Педагоги приходят к пониманию того, что если мы воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, – значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь нашего дошкольного образовательного учреждения с родителями, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <;. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко наши педагоги используют при работе с детьми, и с их родителями.

Показателем стабильности развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников в МБДОУ «Детский сад №162» стала работа, организованная в рамках краевого оборонно-массового и военно-патриотического месячника.

Целью данной работы является:

- формирование у дошкольников потребности совершать добрые дела и поступки;

-воспитывать чувство сопричастности к окружающему;

-развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

-возрождать интерес к истории возникновения и развития казачества;

-воспитывать любовь и уважение к Российской армии, к своему Отечеству.

Блок НОД и бесед из цикла «Кубанские казаки» (приложение №2) познакомил детей с историей возникновения и развития казачества, с назначением кубанского казачьего войска. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам.

В блок НОД и бесед из цикла «Кубанские казаки» входят:

- беседа с детьми подготовительной группы на тему «Кубанские казаки – стража пограничная», количество участников: 2 воспитателя, 33 воспитанника;

- НОД по ознакомлению с окружающим с детьми старшего дошкольного возраста «Дар Екатерины

- НОД по рисованию с детьми подготовительной группы на тему «Кубанские казаки – защитники южных границ

- беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Казачий атаман А. Д. Безкровный – талантливый полководец, бесстрашный воин»

Блок НОД и бесед из цикла «Наша армия родная» (приложение №3) расширил представления детей о Российской армии и видах войск. Сформировал эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам нашей Родины. Ребята с удовольствием рисовали защитников Отечества, вместе с педагогами в творческой мастерской готовили подарки для них.

В блок занятий и бесед из цикла «Наша армия родная» входят:

- тематическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему

«Защитники нашей Родины»,

- тематическое занятие с детьми средней группы и с детьми групп компенсирующей направленности на тему «Российская армия – наша защита», количество участников

- занятие по аппликации с детьми старшей группы на тему «Военно-морской флот», количество участников

- занятие по рисованию с детьми подготовительной группы на тему «Российская армия: виды войск», количество участников

- концерт «Для Вас, защитники Отечества!»

- спортивное развлечение «Будем в армии служить

- фотовыставка «В каких войсках служил мой папа

- творческая мастерская «Подарки для защитников Родины

- занятие по изобразительной деятельности (метод ниткографии) с детьми групп компенсирующей направленности для детей с ОНР и ЗПР на тему «Мой любимый папочка», количество участников: 2 воспитателя, 30 воспитанников;

- вернисаж детских работ «Мой папочка любимый».

В блок НОД и бесед из цикла «Дорогами победы» (приложение №4) входят:

- мультимедийное представление для детей старшего дошкольного возраста на тему «Краснодар в годы Великой Отечественной войны. Освобождение Краснодара»

- знакомство детей с памятником воинам, принимавшим участие в освобождении города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Общаясь с ветеранами ВОВ, слушая их воспоминания, знакомясь с музейными реликвиями народного подвига, воспитанники овладели огромным духовным богатством. Невозможно было не заметить горящие детские глаза и неподдельный интерес в тот момент, когда ребята на себя примерили форму солдата. Мы подвели детей к пониманию того что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Блок НОД по ознакомлению с художественной литературой «О тех, кто с честью форму носит!» (приложение №5). Художественное слово – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, загадки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту. Задачи воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Педагоги нашего дошкольного учреждения подобрали картотеку игр «Будущий защитник» (приложение №6). Эти игры имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации, воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след.

Во всех мероприятиях, посвященных оборонно-массовой и военно-патриотической работе, принимали активное участие родители воспитанников. Отдых совместно с родителями – это всегда праздник, оставляющий неизгладимое впечатление в памяти детей.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: образовательное учреждение станет мёртвым, а труд его безотрадным, если педагоги будут передавать воспитанникам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть развития без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Публикации по теме:

«Что такое счастье?» (размышления о жизни, видеоролик «Счастье — это наши дети!») «Счастье – это мягкие, тёплые ладошки! За диваном – фантики, на диване – крошки! Что такое счастье? – проще не ответить: Счастье есть у.

Мой первый день в детском садуМой первый день в детском саду «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 20:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...