Групповое логопедическое занятие: «Дифференциация звуков [Л], [Л’] в слогах, в словах»

Татьяна Стодоля
Групповое логопедическое занятие: «Дифференциация звуков [Л], [Л’] в слогах, в словах»

Цель: Дифференциация звуков Л, Л’ в слогах, в словах. Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-Учить детей давать характеристику звукам Л, Л’ .

- Учить различать твердый Л и мягкий Л'.

-Учить определять первый согласный в слове.

- Учить составлять слоги.

- Познакомить с буквой Л.

Коррекционно – развивающие:

-Развивать слуховое внимание.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Развитие нижнедиафрагмального дыхания.

-Развивать память, мышление.

- Развивать мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение работать в течение всего занятия.

- взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.

Оборудование.

Символы звуков Л и, Л', предметные картинки на звуки Л, Ль, вырезанные из картона животные и птицы (лось, олень, волк, улитка, голубь, дятел, лиса, белка, игрушка звукоеда,

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед.

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю-

Всех я вас приветствую!»

Логопед здоровается с каждым ребенком, называя его ласковым именем. Дети отвечают на приветствие.

Логопед:

-Присаживайтесь на места.

2. Сообщение темы занятия.

Звукоед:

-Здравствуйте! Здравствуйте, Здравствуйте! Ребята! Угадайте, кто я?

Дети:

-Петрушка…

Звукоед:

- Нет, ребята. Я - Звукоед. И я украл и спрятал звуки Л, Л’ в названиях разных животных и птиц в зоопарке. И животные и птицы заболели.

Логопед:

-Ребята, давайте отыщем эти звуки. Я думаю, что четко проговаривая звуки Л, Л’ в слогах и словах мы обязательно освободим звуки из заточения Звукоеда. А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л, Л’ мы должны потренировать руки, дыхание, губы и язык.

3. Развитие мелкой моторики.

-У вас на столах лежит грецкий орех, возьмите его в руки.

Птичка веток набрала,

Крепко гнездышко свила,-

(с этими словами дети сводят ладони в форме гнезда)

И снесла яичко

Умница – синичка,-

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно-

Так у птиц заведено.

(дети катают мячик между ладоней – одно сверху, другая снизу).

- Молодцы! А теперь потренируем дыхание.

4. Развитие нижнедиафрагмального дыхания.

Вдох (носом) – выдох пфф

Вдох (носом) – выдох пфф, пфф

Вдох (носом) – выдох пфф, пфф

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А

Вдох (носом) – выдох АО

Вдох (носом) – выдох АОУ

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

-Возьмите в руки зеркало, сделаем гимнастику для губ и язычка.

Упражнение «Вкусное варенье»

- Слегка приоткройте рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.

Упражнение «Лошадка»

-Приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Упражнение «Гудит пароход»

- Приоткройте рот, кончик языка за верхними зубами и длительно произнесите звук Ы.

6. Артикуляционный уклад звуков Л, Л’. Характеристика звуков Л, Л’.

Логопед:

-Ребята, какие звуки в названиях животных и птиц украл звукоед?

- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук Л. Что делают губы при произнесении звука Л? (открыты) Что делают зубы? (зубы разомкнуты). Что делает язык при произнесении звука Л? (Кончик языка поднят за верхние зубы).

- Можем ли мы петь этот звук? Что нам мешает петь этот звук? (язык). Значит какой это звук? (согл.) Звук Л- согласный твердый или согласный мягкий, произнесите еще раз этот звук. (твердый). Кто знает каким цветом обозначают согласные твердые звуки? (синим) Положите руку на горло, скажите голос звенит или спит? Значит какой это звук? (звонкий).

- Молодцы! Теперь посмотрите в зеркало, и произнесите звук Л’. Что делают губы при произнесении звука Л’? (открыты) Что делают зубы? (зубы разомкнуты). Что делает язык при произнесении звука Л’? (Кончик языка поднят за верхние зубы).

- Можем ли мы петь этот звук? Что нам мешает петь этот звук? (язык). Значит какой это звук? (согл.) Звук Л- согласный твердый или согласный мягкий, произнесите еще раз этот звук. (мягкий). Кто знает каким цветом цветом обозначают согласные мягкие звуки? (зеленым) Положите руку на горло, скажите голос звенит или спит? Значит какой это звук? (звонкий).

7. Развитие фонематического слуха.

Звукоед:

- Ой, как вы красиво произносите, повторяете звуки Л, Л’. А слышать звуки Л, Л’ вы умеете в слогах и словах?

Логопед:

-Ребята, давайте покажем звукоеду, как мы умеем слышать звуки Л, Л’.

Д/и: «Поймай звук»

-Хлопните, когда услышите звук Л слогах, в словах)

-Хлопните, когда услышите звук Л’ слогах, в словах)

8. Диффиренциация звуков Л, Л’ в слогах.

Логопед:

- Молодцы! А сейчас, ребята, я хочу с вами поиграть. Игра называется: Раз, два, три – слоги на «Л» повтори. (игра с мячом)

Ла-ли-ла

Ло-ли-ло

Лу-ле-лу…

-А теперь задание усложняется: Два слога произносить надо тихо, а третий громко.

Ла-ли-ЛА

Ло-ля-ЛО

9. Физ. минутка

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

10. Дифференциация звуков Л, Л’ в словах.

Звукоед: «А загадки вы отгадывать тоже умеете?»

Логопед: Конечно умеем, Звукоед. Давайте, ребята, покажем звукоеду, как мы умеем разгадывать загадки. Игра называется «Доскажи словечко».

Д/и: «Доскажи словечко».

Подготовлен самолет

Отправляемся в …. (полет).

Руки мыть пошла Людмила

Ей понадобилось….(мыло).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из (лейки).

Не послушал зайка папу

Отдавили зайке (лапу).

Дети в скверике сидели

И мороженное (ели).

А возле этой елки

Бродили злые (волки).

Вова, давай играть в футбол

Забивай скорее (гол).

Молодчина, эта Лиина

Лепит все из (пластилина).

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли (лапки).

Логопед: Звукоед, ты убедился, что мы и слышать, и произносить, и повторять умеем звуки Л, Ль правильно. Верни же нам звуки.

Звукоед: Забирайте., я вижу, что вы справились со всеми заданиями. Что умеете правильно, четко и красиво произносить звуки.

Логопед: Ура, Звукоед, отдал нам звуки. нужно правильно разложить, поселить их в домики.

- На столе лежат изображения больных животных, чтобы их вылечить нужно правильно разложить их в домики. На доске висят дома синий и зеленый. Дом у звука Л – синий, а у звука Л’ – зеленый. Картинки, в которых есть звук Л надо повесить около синего дома, а картинки, в которых есть звук Л’ около зеленого дома. (лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон).

-Ребята, давайте произнесем слова, в которых есть твердые звуки Л. А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук Л’ Лошадь- где стоит звук Л, в начале, середине или в конце. Молодцы!

11. Составление слогов.

- Ребята, звуки Л и Л’ не могут петь, но очень хотят. Гласные звуки нам в этом помогут. Давайте поиграем.: Д/и: «Дружат звуки».

-Саша будет звуком Л, а Соня звуком А, встаньте рядом. Дети, давайте попробуем произнести слог.

Сережа будет звуком Л, а Света звуком О, встаньте рядом. Дети, давайте попробуем произнести слог.

12. Знакомство с буквой Л.

Логопед:

- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки Л, Л’ на письме? Буквой ЭЛ. Посмотрите. У вас на столах лежит лист бумаги, с изображением буквы ЭЛ. Раскрасьте ее.

13. Итог занятия.

- Молодцы! Ну, что ж, ребята занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями и я думаю, что освободили звуки Л, Л’ из заточения Звукоеда. Скажите, какие звуки мы сегодня закрепляли? Какое задание вам больше всего понравилось?

Автор публикации:
Групповое логопедическое занятие: «Дифференциация звуков [Л], [Л’] в слогах, в словах»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 15:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Друзей много не бывает! И снова о дружбе на МAAM!
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и мои друзья! Целую неделю я не была на сайте по ряду грустных причин, случившихся в моей семье. И все это...
Фотоотчет «Дошколята рисуют космос»
Задачи: закреплять полученные знания детей о космосе; учить детей рисовать при помощи трафаретов, располагать сюжет рисунка на листе бумаги А4;...
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Наши космические путешествия. Фотоотчет
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Большое всем спасибо, что заходите ко мне на страничку! Извините за долгое отсутствие! Накопилось много событий, о...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...