Получи документы

Групповое психопрофилактическое занятие с учащимися 5 класса на этапе адаптации в среднем звене «Слайд-терапия»

Евгения Иванченко
Групповое психопрофилактическое занятие с учащимися 5 класса на этапе адаптации в среднем звене «Слайд-терапия»

Актуальность выбранной темы:

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Публикация «Групповое психопрофилактическое занятие с учащимися 5 класса на этапе адаптации в среднем звене „Слайд-терапия“» размещена в разделах

Цель занятия повышение адаптационных способностей учащихся к повседневной жизни и школе.

Задачи: - создание положительного эмоционального настроя в коллективе; - обучение учащихся приемам самораслабления и восстановления эмоционально-психологического равновесия; - стимулирование возникновения у учащихся положительных эмоций, снижение негативных переживаний; - профилактика возникновения различных психоэмоциональных нарушений личностного развития учащихся (импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, чувство одиночества, депрессия); - развитие зрительного восприятия, творческого самовыражения, спонтанности, ценностного отношения к природе;- прояснение личностных особенностей, притязаний, характера проблем каждого ученика, его положение в группе;- развитие групповой сплоченности.

Материалы и оборудование: проектор и аудиозаписи (звуки природы, релакс-композиции); массажные шарики Су-джок (по количеству обучающихся, изобразительные материалы (альбомные листы, пастель художественная, мелки для рисования, карандаши, фломастеры, большой лист для коллективного творчества, клей-карандаш).

Основные этапы :

Вводное слово:

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересное занятие по психологии : мы будем учиться отдыхать, расслабляться, создавать себе хорошее настроение. Будет много интересных заданий на внимание, наблюдательность, воображение. Но вначале хочу напомнить о правилах поведения на наших занятиях : внимательно слушать и не перебивать друг друга, уважать мнение другого, никого не обижать. Какие еще правила нам необходимы, чтобы нам было комфортно заниматься (дети могут добавить свои правила).

1-й этап. Настрой. Выполнение упражнений на снятие утомления и стабилизацию эмоционального состояния. (10 мин.)

Гимнастика Су-джок (самомассаж) пальцев и кистей рук.

- Начинаем наше занятие с лечебной гимнастики Су-джок (древняя китайская гимнастика, которая помогает человеку быть здоровым). Каждый ученик берет шарик. Покатайте шарик в ладонях по кругу, вверх-вниз. Теперь откройте шарик и достаньте пружинку. Надевайте и снимайте пружинку поочередно на каждый палец на правой и на левой руке.

Гимнастика для глаз:

Цель: ослабление напряжения глаз, расслабление глазных нервов, общее успокоение учащихся.

• "Маятник" : двигать глазами вправо-влево, вверх-вниз с фиксацией взгляда в крайнем положении.

«Крестики – нолики» : рисуем большой круг по часовой стрелке, затем – против часовой; рисуем крестик по диагоналям – правый верхний угол, левый нижний угол и т. д.

• "Бабочка" : поморгать глазами, как машет крыльями бабочка быстро и легко.

• "Светофор" : поочередно закрывать то правый, то левый глаз.

• "Далеко-близко" : посмотреть на пальцы рук (5 сек., затем вдаль на какой-либо объект (5 сек.).

• "Приятное тепло" : разогреть руки, потерев одну ладонь о другую, пока ладони не станут теплыми. Облокотиться на стол перед собой. Сложить пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикрыть ими закрытые глаза. Почувствовать, как приятны для глаз тепло и темнота. Сделать глубокий спокойный вдох и выдох.

Упражнение «Мышечная релаксация» :

Цель: снятие мышечного напряжения, нормализация психоэмоционального состояния; обучение учащихся простейшим приемам мышечной релаксации. Упр. 1-5 направлены на расслабление мышц лица, упр. 6-9 - на общее телесное расслабление.

1 - «Маска удивления». Сделать вдох и максимально высоко поднять брови. Задержать дыхание. С выдохом опустить брови. Повторить упражнение 2 раза.

2 - Упражнение для носа «Возмущение». Округлить крылья носа и напрячь их, как будто вы очень сильно чем-то возмущены, сделать вдох. Пауза. На выдохе – расслабить крылья носа. Повторить упражнение 2 раза.

3 - «Маска смеха». На вдохе – постепенно улыбнуться как можно шире. Пауза. С выдохом – расслабить мышцы. Повторить упражнение 2 раза.

4 - «Маска недовольства». На вдохе – постепенно сжимать зубы, плотно сомкнуть губы, поджать мышцы подбородка, опустить уголки рта – сделать маску недовольства. Пауза. С выдохом – расслабить мышцы лица. Повторить упражнение 2 раза.

5 - «Маска поцелуя». На вдохе – постепенно сжимать губы, как будто для поцелуя, довести это усилие до предела и зафиксировать его. Задержать дыхание, с выдохом – расслабить мышцы. Повторить упражнение 2 раза.

6 - Упражнение для мышц спины: на вдох - свести лопатки. Пауза. На выдохе - расслабиться. Повторить упражнение 2 раза.

7 - Упражнение для мышц рук: руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь на вдохе - задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе. Повторить упражнение 2 раза.

8 - Упражнение для мышц ног: сесть на кончике стула, спина прямая, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержка дыхания - медленный выдох.

9 - Делать одновременно упражнения 3-7-8.

Дыхательное упражнение "Пожелание на сегодняшний день" :

Цель: создание ощущения внутреннего покоя, силы, достижение состояния внутренней концентрации.

Сделать спокойный вдох: почувствовать, как наполнились легкие, стало легко и приятно. Сделать расслабленный выдох: плечи опустились, спина расслабилась. Понаблюдаем за дыханием: вдыхаем прохладный свежий, чистый воздух, выдыхаем согретый, теплый. Дыхание свободное и спокойное. На вдохе сделаем пожелание себе на сегодняшний день: "Я хочу. силы, любви, дружбы, тишины, уверенности, здоровья. " Каждый подумает, что бы ему сегодня хотелось и сделает самому себе приятное пожелание.

2-й этап : Демонстрация слайд-фильма. Дети созерцают образы природы (идет видеоряд с изображением растений, насекомых и др., звучит мелодия "Звуки леса". (10 мин.)

3-й этап : Индивидуальная работа учащихся. Задание детям: нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма (10-15 мин.) Рисование сопровождается музыкальной композицией. По желанию учащиеся рассказывают, почему они выбрали такой образ.

* Перед рисованием ребятам обязательно поясняется, что это - не урок рисования, рисунки не будут оцениваться, нет "правильных" и "неправильных" рисунков. Можно рисовать так, как хочется и как умеешь. На наших занятиях рисунки - это то, как вы можете передать свое настроение, эмоции, мысли и чувства.

4-й этап : Коллективное творчество учащихся. Упражнение "Прекрасный лес". (15-20 мин.) Дети отделяют пальчиками (ножницами пользоваться нельзя) свой рисунок от фона, отрывают лишнее и размещают его на большом листе, формируя один красивый лес. Заранее приготовлен цельный лист большого формата в форме эллипса. Детям дается задание: Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Найдите своему рисунку место в большом лесу. Попробуем все вместе с помощью ваших рисунков создать один большой рисунок прекрасного леса. Подумайте, где вам захочется разместить свой рисунок. Вместе с ребятами договоритесь и создайте общий фон, границы. Будьте очень бережны к своему лесу. Постарайтесь, чтобы в вашем лесу всем было хорошо и уютно.

5-й этап : рефлексия. Коллективная работа учащихся прикрепляется к доске. Рассматриваем работу, делимся впечатлениями.

- Каков общий результат (что получилось хорошо, что помогало, что было трудно, что можно было сделать по-другому.).

- Как чувствуют себя учащиеся (настроение - бодрое, спокойное, грустное и т. д.)

- Что больше всего понравилось в ходе занятия? Пожелания учащихся.

Заключительное упражнение «Спасибо за приятное занятие» :

- Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга. Пусть один из вас сейчас выйдет в центр (кто хочет начать, второй ученик выходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное общение!». Оба остаются в центре, держась за руки. Затем выходит третий ученик, берет за руку первого или второго и говорит: «Спасибо за приятное общение!» Все держат друг друга за руку. Когда присоединится последний, замкните круг и завершите игрой «Передай сигнал» (рукопожатие по кругу).

- Ребята, мы заканчиваем занятие, держась за руки. Желаем вам всегда быть вместе, помогать и уступать друг другу!

Публикации по теме:

Исследовательская работа ученицы 6 класса «Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом» Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД» Арт-терапия, рисунки анти-стресс.

Технологическая карта занятия по развитию познавательной деятельности с учащимися 3 специального класса Технологическая карта занятия по развитию познавательной деятельности с учащимися 3 специального класса по программе для детей с трудностями.

Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать» Марина Гладченко Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать" Цель - подвести к осознанию.

Логопедическое занятие по обучению грамоте с учащимися 1 класса с ОВЗ «Эти загадочные звуки и буквы»Логопедическое занятие по обучению грамоте с учащимися 1 класса с ОВЗ «Эти загадочные звуки и буквы» Логопедическое занятие с учащимися 1 класса «Эти загадочные звуки и буквы». Программное содержание: Коррекционно-образовательные задачи:.

Психокоррекционное занятие с элементами слайд терапии «В Мире цветов». Психокоррекционное занятие с элементами слайд терапии «В МИРЕ ЦВЕТОВ». Цель: развитие навыков общения; снятие психоэмоционального напряжения;.

«Осень». Психопрофилактическое занятие в сенсорной комнате (вторая младшая группа) Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие.

«Вода». Психопрофилактическое занятие в сенсорной комнате (вторая младшая группа) Цели: - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; - развитие.

«Грусть». Психопрофилактическое занятие в сенсорной комнате (средняя группа) Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную.

«Радость». Психопрофилактическое занятие в сенсорной комнате (средняя группа) Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную.

«Знакомство с волшебной комнатой». Психопрофилактическое занятие в сенсорной комнате (средняя группа) Цели: - развивать когнитивную сферу детей; - активизировать произвольное внимание, умственные способности; - развивать проприоцептивную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповое психопрофилактическое занятие с учащимися 5 класса на этапе адаптации в среднем звене «Слайд-терапия»
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 15:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД