Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Дифференциация звуков [З] и [Ж]

Ирина Артамонова
Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Дифференциация звуков [З] и [Ж]

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе

Тема: Дифференциация звуков [З] и [Ж]. Путешествие Комара и Жука.

Цель:

закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [З] – [Ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Образовательные задачи:

чёткое произношение и различение звуков [З] – [Ж] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; знакомство с буквами З и Ж;

Воспитывающие задачи:

воспитание умения выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей, воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям;

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие диалогической речи;

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие слухового и речевого внимания;

развитие зрительного восприятия;

развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

зеркала, звуковые символы звуков [З] - [Ж] из театра на палочках, пуговицы, разноцветные шнурки, деревянные палочки, буквы З и Ж, листы с картинками для дифференциации звуков, ромашка из бумаги с символами звуков на лепестках, картинки для слогового анализа, цветные карандаши, предметные картинки- комар, жук, пчела, жаворонок, коза, еж, заяц, жаба, журавль, автобус, баранки, апельсин, замки, овощи, носки, туфли.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед и дети сидят в кругу на стульях. Психологический настрой.

Л.: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу пожелать всем доброго утра и доброго дня!

Хотите поиграть и узнать сегодня много нового?

Дети: Хотим!

2. Самомассаж лица.

Л.: Подготовимся к занятию, сделаем массаж.

Дети произносят стихотворение и выполняют поглаживающие движения:

Если тает снег и лёд, (от середины лба к верхней части ушей)

Ручеёк журчит, поёт, (от носа к средней части ушей)

Мишке стало не до сна -(от середины подбородка к нижней части ушей)

Значит, к нам пришла весна. (поглаживают всё лицо ладонями.)

3. Введение в тему.

Л.:Наступила весна. А что происходит весной?

Дети: Ярко светит солнышко. Прилетают птицы, просыпаются животные и насекомые.

Л.:Проснулись в весеннем лесу Комар и Жук. Обрадовались они солнышку, сели на веточку берёзы и запели свои весёлые песенки. Комар пищал: «З-З-З». Как пищал Комар?

Дети: «З-З-З».

Л.:Жук жужжал: «Ж-Ж-Ж». Как жужжал Жук?

Дети: «Ж-Ж-Ж».

Л.:Вот стали они спорить, чья песенка лучше. Комар говорит: «Моя». А Жук говорит: «Моя». Хотите разрешить спор Комара и Жука?

Дети:Да!

Л.:Вы догадались, какие звуки у нас сегодня в гостях?

Дети:Звуки [З] и [Ж].

4. Установление сходства и различия между звуками.

1)Сравнение звуков [З] и [Ж] по артикуляционным и акустическим признакам.

Л.:Что делают губы, когда мы произносим звуки [З] и [ Ж]?

Дети:При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Л.:Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети:При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Л.:А какая воздушная струя сопровождает звуки [З] и [Ж]?

Дети: Звук [З] сопровождает холодная воздушная струя, а звук [Ж]- тёплый воздух.

Л.:А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети:При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

Л.:Звук [З]- свистящий, а [Ж]- шипящий.

Дети рукой изображают положение языка при произнесении звуков [З] и [Ж] и одновременно произносят эти звуки перед зеркалом.

2) Характеристика звуков [З] и [Ж].

Л.:Дадим характеристику звуков [З] и [Ж]. Какой звук [З]?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Л.:Какой звук [Ж]?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

3)Выделение звуков [З] и [Ж] из ряда звуков, слогов, слов. Игра «Комары и жуки».

Правило игры. Если дети слышат звук [З], то поднимают символ звука- комара, если слышат звук [Ж] - жука.

Звуки: т, р, з, л, д, ж, в, з, н, ж, к, з.

Слоги: ма, жа, ро, зо, ти, жи, пу, зу, лы, за.

Слова: коза, дети, лыжи, мыло, зубр, журавли, незабудки, дом, гаражи, забор.

5. Дифференциация звуков [З] – [ Ж] в слоговых цепочках в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

Л.:Дети, Комар и Жук спрашивают: «Чья же песенка лучше?»

Дети:Обе песенки очень красивые, просто они разные.

Л.:Обрадовались Комар и Жук и запели свои песенки. Споём и мы вместе с ними.

Логопед, а за ним дети произносят слоги со звуками [З] и [Ж], одновременно соединяя большой палец с остальными по порядку. Сначала движения выполняются правой рукой, затем левой, потом по очереди.

Слоги: за- зо- зу- зы, жа- жо- жу- жи, за- жа, зо- жо, зу- жу, зы- жи.

6. Дифференциация звуков [З] и [Ж] в словах.

1)Интерактивное упражнение для дифференциации звуков в словах- названиях картинок.

Л.:Как хорошо, что мы помирили Жука и комара. Теперь они решили полететь в гости к своей подруге Пчеле, которая живёт на опушке леса. Летят Комар и Жук и видят, как Жаворонок поёт свою весеннюю песенку. Стали жук и комар просить Жаворонка: «Спой нам ещё». Но Жаворонок устал и сказал: «Сначала покажите, как вы находите свои песенки в словах- названиях картинок».

Л.: Поможем нашим друзьям справиться с заданием?

Дети: Поможем!

Дети соединяют картинки со звуковыми символами карандашами разных цветов, называют их и раскрашивают любую из них.

2)Подбор слов со звуками [З] и [Ж] в названиях. Игра «Ромашка».

Спел Жаворонок свою весеннюю песенку и улетел. Полетели дальше Комар и Жук. Видят, Коза на лугу пасётся. «Что ты здесь делаешь?» - спросили Козу Комар и Жук. «Я ем молодую травку. Вот сейчас этот цветок съем»,- говорит Коза. «Пожалуйста, не ешь этот красивый цветок!» - стали просить Козу Комар и Жук. «Хорошо, но тогда вы придумаете слова со звуками [З] и [Ж]», - сказала Коза.

Л.:Комар и Жук не справятся с этим заданием без нас. Посмотрите, какая необычная ромашка. Вы заметили, что на её лепестках нарисованы символы звуков [З] и [Ж]? Будем отрывать по одному лепестку и подбирать слова со звуками [З] и [Ж]. Вспомните, какие картинки вы соединяли со звуковыми символами.

3)Определение количества слогов в словах.

Л.:Жук и Комар полетели дальше. Они устали и сбились с пути. Решили присесть на маленький колючий кустик. Это оказался не кустик, а ёжик, который свернулся клубочком. Комар и Жук спросили Ежа, как им попасть на опушку леса. «Я покажу вам дорогу, но сначала вы определите, сколько слогов в этих словах», - сказал Ёжик.

Картинки: жираф, арбузы, коза, желуди.

Дети определяют количество слогов и делят прямоугольники под картинками на части.

Л.:Ёжик показал Комару и Жуку дорогу, и они отправились дальше. Вдруг из чащи леса выпрыгнул Зайка.

7. Физкультминутка. Выработка чётких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Л.:Зайка очень боится, ведь за ним гонится лиса. Попрыгаем вместе с ним, чтобы он развеселился и перестал бояться.

Л.:Вокруг себя повернитесь и в зайчиков превратитесь.

Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения:

-Скок- поскок, скок- поскок, зайка прыгнул на пенёк.

-Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

-В барабан он громко бьёт, в чехарду играть зовёт.

-Лапки вверх, лапки вниз, на носочки, подтянись.

-Лапки ставим на бочок, на носочках скок- скок- скок,

-А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

-Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз!

Л.: Зайка перестал бояться и убежал в лес.

8. Звуковой анализ и синтез.

Составление слов из первых звуков названий картинок.

Л.:А Комар и Жук отправились дальше. Летят они и видят- лежат на пеньке картинки: журавль, автобус, баранки, апельсин. Догадались Комар и Жук, что нужно составить слово из первых звуков в названии этих картинок. Что же у них получилось? А вы догадались?

Дети: Получилось слово жаба.

Л.:Правильно. А вот и она. Появляется Жаба. Жаба сказала: «Какие вы молодцы! Значит, поможете мне и другое слово составить».

Картинки: замки, овощи, носки, туфли.

Дети: Получилось слово зонт.

Л.:Обрадовалась Жаба, схватила зонт и ускакала. А как вы думаете, зачем жабе зонт? Ведь жабы дождик любят. От чего же Жаба будет под зонтом прятаться?

Дети: Жабе нужен зонт, чтобы прятаться от яркого солнца. Солнце может высушить кожу жабы.

Л.:А теперь выложим слова жаба и зонт из пуговиц. Как мы будем это делать?

Дети:Синяя пуговица - твёрдый согласный звук, красная - гласный.

9. Дифференциация звуков [З] и [Ж] в скороговорках.

Л.:Комар и Жук наконец вылетели из леса и на его опушке увидели домик Пчелы. А как он называется?

Дети:Улей.

Л.:Пчёлка очень обрадовалась своим друзьям. Но что- то случилось с замком. Он никак не открывается. Может быть, он откроется, если мы правильно произнесём скороговорки со звуками [З] и [Ж]?

Дети произносят скороговорки.

Скороговорки. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзинкою ползёт. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Л.:Ну вот, замок, наконец, открылся, и навстречу Комару и Жуку вылетела Пчёлка. Она пригласила друзей за стол и стала их угощать мёдом.

10. Знакомство с буквами З и Ж.

Л.:Вместе с Комаром и Жуком мы пели их песенки-звуки в слогах, словах, скороговорках. А можем мы увидеть звуки?

Дети: Нет, звуки мы произносим и слышим.

Л.:А что мы можем увидеть?

Дети:Мы можем увидеть буквы.

Л.:Давайте станем волшебниками и превратим звуки в буквы.

Логопед и дети произносят стихотворение: Платья звукам надеваем, звуки в буквы превращаем.

Логопед показывает детям буквы З и Ж.

Л.:На что похожа буква З, буква Ж?

Дети:Буква З похожа на цифру 3, на змею, на пружинку. Буква Ж похожа на жука, на снежинку.

Стихотворения про буквы

З загнулась, как змея,

Но ей не запугать меня.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

11. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания

зрительного образа буквы.

Л.:Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети прорисовывают буквы в воздухе, на ладони, на спинах друг друга, сравнивают буквы, выкладывают буквы З и Ж из шнурков и деревянных палочек.

12. Подведение итога занятия.

Логопед:Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети:Различали звуки и буквы [З] и [Ж].

Л.:Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? О чём бы вы хотели узнать в следующий раз? (ответы детей)

Л.:Мы помогали Комару и Жуку в их сложном путешествии, поэтому Пчёлка решила угостить и нас. Вот эту красивую коробку с конфетами она дарит нам.

Список использованной литературы:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение, М. Просвещение, 1991.

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

5. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб., 1995.

6. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. - М.: Издательство ГНОМ, 2012.

7. Шаблыко Е. И. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. - М.: ТЦ СФЕРА, 2012.

Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Дифференциация звуков [З] и [Ж]
Публикации по теме:

Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Групповое занятие по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Дифференциация звуков [З] и [Ж]
Опубликовано: 6 января 2014 в 19:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....