Групповое занятие в подготовительной группе: «Хозяин леса — медведь»

Юлия Килевник
Групповое занятие в подготовительной группе: «Хозяин леса — медведь»

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению животных.

2. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

3. Изучить с детьми особенности жизни медведя.

Оборудование и матери картинки с изображением медведя, сообщения учеников, загадки, поговорки, книги о медведе.

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадку:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(М е д в е д ь)

2. Основная часть.

- Демонстрируется картинка с изображением медведя:

*Видели ли вы этого зверя? Где?

* Что вы о нем знаете?

*Где живут медведи?

-З а г а д к и.

А) Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Б) Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

В) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается она.

- О чем нам рассказали загадки?

3. Рассказ учителя о медведе

- Почему медведя часто называют Топтыгиным? (Потому что громко топает.)

- А косолапым? (Потому что ходит, выворачивая пятки передних ног в стороны, а носки - вовнутрь.)

Это, конечно, так. Но дело в том, что и " медведь"- тоже не настоящее имя этого зверя.

А настоящее имя – "арктос". Так его назвали древние греки. Отсюда и "Арктика" – " Медвежья страна". Из греческого языка это название перешло в русский. Но по- русски его назвали "орктос". А " медведь"- это прозвище, и появилось оно очень давно. Когда-то люди жили в лесах, собирали мед диких пчел, ягоды и грибы, ловили рыбу и охотились. В лесу самыми опасными для них зверями были волк и медведь. Люди очень боялись их. Они думали: если произнести имя зверя, он услышит и придет. Поэтому вместо "волка" стали говорить " серый", а вместо "орктоса" – "медведь", то есть "мед едящий", "медоед".

Прошли годы. Люди забыли греческое название медведя, и прозвище стало его настоящим именем. Но люди снова стали бояться произносить его. Поэтому они придумывали новые прозвища: Топтыгин, Мишка, Михаил Иванович, Косолапый, Потапыч.

Люди думали: ведь медведь не понимает, о ком говорят, поэтому не придет. И действительно медведь стал встречаться все реже. Но, конечно, не потому, что его не называли настоящим именем. Лесов становилось все меньше, строились города, и медведи уходили дальше и дальше от людей. Сейчас в наших лесах медведя можно встретить только в тайге, или на Севере, или в горах…

Медведь- хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже на лося. Если он идет не торопится, он действительно похож на косолапого, неуклюжего увальня. Но если он видит добычу или спасается от врага, то бежит не хуже лошади. Но от опасности он убегает редко. Кроме человека, в лесу у него нет врагов. И охотится на большого зверя он не часто. Медведь-всеядный зверь. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мед. Если он найдет дупло, где живут дикие пчелы, обязательно залезет на дерево и достанет мед.

И все-таки главная еда медведя- растение. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы. Особенно много он ест осенью: "нагуливает" жир. Потом медведь находит укромное место, например яму. Он кладет туда траву, листья, делает крышу из веток и сучьев и ложится спать до весны. Жир помогает ему: и греет, и кормит. Но иногда случается, что некоторые медведи по какой-либо причине не ложатся зимой спать. Они бродят всю зиму голодные и злые. Их называют шатунами, и с ними лучше не встречаться. Обычно же медведи проводят все зимнее время в берлоге.

В конце зимы у медведицы появляются медвежата- два маленьких беспомощных существа.

Они такие маленькие, что каждый может уместиться на ладони взрослого человека.

Почему медвежата появляются зимой? Потому что только зимой у медведя есть дом. Все остальное время они бродят по лесу. Значит, зима-самое удобное время для их рождения. Но ведь их мать ничего не ест, молока у нее мало, если бы родился большой медвежонок, он бы мог умереть от голода. Поэтому медвежата и рождаются маленькими и им достаточно молока. Медвежата начинают расти весной, когда выходят из берлоги, и растут очень быстро. За лето они увеличивают свой вес раз в двенадцать.

Все знают, что для животных самое трудное время- зима. Но медведям труднее весной. Именно в это время мало ягод и трав, а медведь голоден после зимней спячки. Но даже в это время медведь почти никогда не нападает на человека.

4. Ч т е н и е р а с с к а з а В. Зотова "Медведь".

Медведь

Малыши встали в кружок, и Лисенок начал считать:

- На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных зверей.

- А можно и мне с вами поиграть?- спросил Мишутка.

- Ты опоздал. К тому же ты нерасторопный и косолапый,- засмеялся Зайка. - Никого не догонишь.

- ЭТО мы еще посмотрим, кто из нас нерасторопный. А ну-ка, косой, попробуй, сделай, как я!- Медвежонок вприпрыжку подбежал к дереву и быстро вскарабкался по его стволу.

- На дерево я залезть не могу,- смутился Зайка.

- Слезай, Мишутка,- махнул лапкой Лисенок. - Иди к нам.

…С виду медведь неуклюж, а на самом деле он очень подвижный и ловкий: сможет быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бурый медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних. Ходит мишка по лесу осторожно, старается не шуметь. Шагает медленно. Ноги ставит немного внутрь, косолапит. За это и прозвали медведя косолапым…

- А я с мамой за медом ходил. На дерево за ним в дупло к пчелам лазил. Поэтому и к вам опоздал,- объяснил Мишка.

- Наверное, мед вкусный,- задумчиво произнес Лисенок.

- Очень!

…Мишка знает, где мед можно найти. Думаете, почему его зовут "медведь"? Потому что этот зверь очень любит мед и ведает, то есть знает, где его надо искать…

- Давайте поиграем, а потом пойдем купаться,- предложил Мишутка.

- А ты воды не боишься? – спросил его Зайка.

- Раньше нас мама купала, а сейчас я уже сам могу.

…Интересно смотреть, как медведица купает малышей. Всех по очереди. Схватит медвежонка зубами за загривок и отпускает на отмели в воду.

В январе-феврале у медведицы рождаются два или три крошечных медвежонка. Слепых, голеньких, слабеньких. Мама держит малышей у себя на брюхе в теплой шерсти и согревает своим горячим дыханием. С наступлением тепла медвежата вместе в месте с медведицей покидают берлогу…

- Говорят, что у тебя есть старший брат?- поинтересовался у Медвежонка Заяц.

- Да, это медвежонок из прошлогоднего выводка. Он помогает маме нас воспитывать. Зовут его Пестуном. Мы подражаем ему и стараемся быть на него похожим. А что это мы не играем? Продолжай считать, Лисенок,- сказал Мишутка.

- А зачем считаться? Ты пришел самый последний, вот и догоняй нас…

Малыши разбежались по поляне, а Мишутка, встав на задние лапы, осмотрелся и бросился их догонять.

…Лето, к сожалению, пройдет быстро. К осени медведь запасает жир и становится толстым. Он устраивает себе берлогу где-нибудь в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем или в расщелине скалы. И засыпает.

Многие считают, что мишка в берлоге сосет лапу. Он не сосет, а лижет е. зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мерзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком да при этом еще причмокивает губами.

Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг зовут шатунами.

5. В о п р о с у ч и т е л я к беседе с учениками.

- Почему медведя называют косолапым?

- Говорят, что медведь неуклюжий и нерасторопный. Правильно ли это?

- За что этого зверя прозвали медведем?

- Как медведица заботится о малышах?

- Как она их купает?

- Кто такой пестун?

- Кого называют шатуном?

- Что медведь делает зимой?

- Говорят, что медведь в берлоге сосет лапу. А ты как думаешь?

6. В ы с т а в к а к н и г о медведи: художественная, научно-популярная литература, сказки.

7. Р а б о т а с ф р а з е о л о г из м о м.

- Когда так говорят: "Медведь на ухо наступил"? Объясните, как вы это понимаете.

8. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я о медведях.

Как-то утром в зоопарке

Спор серьезный, даже жаркий

Вдруг затеяли соседи-

Бурый с белым- два медведя.

- Как, приятель, стал ты белым?

Что, испачкался ты мелом?

- А ты бурый что такой?

Весь испачкался землей?

Видишь, мишкам не до смеха,

Беспокоит их цвет меха.

Кто покрасил, дай ответ,

Этих мишек в разный цвет?

9. О с н о в н ы е с в е д е н и я о буром медведе.

А)Весит 1,5-2 центнера,

Б)прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям,

В) у него очень острый слух и обоняние,

Г) он близорук

Д) своеобразно питается: в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан,

Е) может съесть за сутки 20- 30 кг мяса,

Ж) за осень сильно жиреет (добавляет к своему весу до 100 кг,

З) с конца ноября до середины марта у него- зимний сон,

И) медвежата рождаются в феврале, вес новорожденного медвежонка- 600 грамм,

К) отношение человека к этому животному не всегда разумное,

Л) в Дании и Англии медведей уже нет,

М) в нашей стране живет две трети от числа этих животных на земном шаре.

III. Заключительная часть.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Кому вы сегодня расскажите о медведе?

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Ягоды — дары севера» Актуальность темы:Когда люди болеют, как правило, они сразу бегут в аптеку и покупают дорогостоящие лекарства. А ведь северные ягоды - это.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дикие животные» (средняя группа) Цель: расширение и углубление представлений детей о диких животных. Задачи. Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить названия диких животных.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Групповое занятие в подготовительной группе: «Хозяин леса — медведь»
Опубликовано: 11 октября 2013 в 19:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...