МААМ-картинки

Групповой проект «Давайте знакомиться»

Наталья Медведева
Групповой проект «Давайте знакомиться»

«Давайте знакомиться

Авторы проекта : воспитатель Медведева Н. И.

Участники проекта :

Дети;

Воспитатель младшей группы;

Родители;

Старший воспитатель.

Сроки реализации проекта – среднесрочный (июль-октябрь).

Тип проекта : информационно-исследовательский.

Возраст: 2-3 года.

Публикация «Групповой проект „Давайте знакомиться“» размещена в разделах

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта Про-блема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротиче-ским реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики.

Для того чтоб облегчить период адаптации был разработан проект «Здравствуй, детский сад!».

Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин тяжелой адаптации детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают, чем занять детей дома. Анкетирование показало, что более 50% родителей, из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложного адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в нашу группу (август 2013г.) 65% детей не умели пра-вильно держать ложку, у них отмечалась слабо развитая мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствуют навыки общения между сверстниками и взрослыми.

Возраст от 1-1, 5 лет считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во мно-гих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу со стороны взрослых.

Все вышеуказанное позволило мне сделать вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах особенностей развития детей раннего возраста и подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания. А это, в свою очередь, ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Значимость вышеуказанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цели проекта :

-Обеспечить успешное протекание адаптации у детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ с помощью игры.

-Сохранение и укрепление здоровья детей раннего и младшего возраста.

Задачи проекта.

- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

-Развивать игровую деятельность детей.

-Воспитывать чувство симпатии к детям и взрослым.

- Снимать общее эмоциональное и мышечное напряжения детей в группе;

-Повысить уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и уровень их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адапта-ции);

Анкетирование (родителей);

Наблюдения;

Беседа;

Продукты совместной деятельности детей и родителей (выставка «Дары природы»)

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Схема реализации проекта.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, определяющих его поведение.

В период реализации проекта использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:

- Элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- Релаксационные игры (песок, вода);

- Сказкотерапия;

- Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю;

- Культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адапта-ция детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Реализацию проекта условно разделила на несколько этапов:

1. Первый этап – подготовительный:

Формирование проблемы;

Определение задач;

Подбор игр;

Размещение информации согласно периоду в родительский уголок;

Дополнение предметно – пространственной среды в группе :

- уголок дидактических игр;

- уголок развивающих игр;

- книжный уголок;

- уголок по театрализованной деятельности;

- уголок конструирования

2. Второй этап – основной:

Знакомство с семьёй.

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ.

Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.

Беседы с родителями.

Поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребы-вания детей в группе.

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Переведение каждого ребенка на общий режим.

Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей.

Работа с детьми.

Вид деятельности

- Телесная терапия. «Обними меня», «Ехал поезд запоздалый»

- Музыкатерапия. «Вот как мы умеем», «Паровоз»

- Упражнения на дыхание. «Греем ручки», «Как дует ветер»

- Игра с водой. «Наливаем, выливаем»

- Игры с конструктором «Лего», крупным конструктором.

- Чтение художественной литературы. А. Барто «Игрушки», Русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»; «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский.

- Игры с воспитателем «Новая кукла», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает»

- Подвижные игры. «Зайки», «Пчёлки», «Кот и мыши», «Бегите ко мне», «Птицы и автомобиль», «Игра в поезд», «Самолет»

- Дидактические игры. «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус»

- Пальчиковые игры. «Черепаха», «Пальчик-мальчик», «Мы капусту рубим», «Качи, качи», «Апельсин»

- Общение «Давайте познакомимся», «Утреннее приветствие», «Игра в гос-ти»

- Рассматривание предметных картинок.

-Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем. «Куклы пляшут», «Спектакль игрушек»

-Наполнение центра развивающих и дидактических игр: игры на цвет, форму, величину

Итог проектной деятельности : Коллективная работа «Жар птица»

Консультации для родителей:

«Жизнь детей в адаптационный период»;

«Маленький человек в новой среде»;

«Значение подвижных игр в период адаптации детей в ДОУ»

Фотовыставка.

Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.

3. Третий этап - заключительный.

Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

1. Подведение итогов на родительском собрании.

2. Оформление фотовыставки.

Ожидаемый результат:

В результате моей проектной деятельности у детей появится интерес и желание играть, возрастет речевая активность, что положительно повлияет на самостоятельную игровую деятельность, эмоциональное напряжение понизится, будет наблюдаться положительная реакция и эмоциональный отклик детей на приход в детский сад.

Результаты работы по проекту :

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизиро-вать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей: 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.

Собраны материалы родительских собраний (фотоальбомы «Я и моя семья»; «Наши успехи»; анкеты); консультации, памятки, буклеты для роди-телей.

В проект активно включились все родители детей нашей группы. Качество отношений в системе «педагог-родитель-дети» выросло. Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы. В результате работы над проектом степень адаптации детей в группе в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, они проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.

Важно то, что сотрудники детского сада и родители объединили усилия и обеспечили малышам эмоциональный комфорт. Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.

Литература

Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.

Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.

Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М. : Просвещение, 2003.

Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981.

Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.

Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. – До-школьное воспитание №9, 2006.

Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учре-ждения. – М. : Владас, 2007.

Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. - Дошкольное воспитание №8, 2005.

Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой проект «Давайте знакомиться»
Опубликовано: 9 июля 2014 в 20:38
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД