Гуляют ребятки в рождественские святки

Татьяна Дейкина
Гуляют ребятки в рождественские святки

Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями, играми, хороводами и праздничными угощениями. Сегодня эту традицию сохраняют многие семьи, и педагогические коллективы ДОУ включают в план работы проведение рождественского праздника, который дарит и детям, и взрослым массу веселых развлечений и хорошее настроение.

Татьяна Анатольевна Дейкина

музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 240 “Волшебный замок”»

г. Кемерово

Гуляют ребятки в Рождественские Святки.

Фольклорный праздник для детей дошкольного возраста,

с участием педагогов детского сада.

Действующие лица:

Ведущий – взрослый

Два скомороха - взрослые

Колядовщики – взрослые

Коза - взрослый

Подружки - дети

Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки,

Все пришли сюда ребятки!

И овсень, и коляда

Будут вместе с нами, да?

Все дети: Это что такое – Святки?

Ведущий: Вы не слышали, ребятки?

Что ж, придется рассказать,

И, конечно, показать!

(Под русскую народную мелодию в зал вбегают 2 скомороха и танцуют.)

1-й скоморох: Собирайся, народ, на наше представление!

2-й скоморох: Веселись, народ!

Оба скомороха: Всем будет угощение!

1-й скоморох: Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

2-й скоморох: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у нас!

(Звучит мелодия русского перепляса,

выбегают ряженные в платки, девочки подготовительной группы, играют в снежки.)

1-я подружка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица зима?

2-я подружка: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как она лес разукрасила!

3-я подружка: А какие кругом снежные сугробы и горки! Катишься с такой горы на санях, и дух захватывает.

1-я подружка: А еще зимой хороши долгие вечера. Только звездочки ясные мерцают в небе.

2-я подружка: Но самое веселое время зимой – ее праздники, когда все дарят друг другу подарки, катаются на лошадях и водят хороводы.

1-й скоморох: А давайте, и мы споем песню про красавицу зиму, да снежную метелицу, которая замела все дорожки?

3-я подружка: Да не просто споем, а хоровод заведем!

2-й скоморох: Так чего же вы сидите? В хоровод все становитесь!

(Дети подготовительной группы исполняют хоровод

“Вдоль по улице метелица метет” (р. н. мелодия в сопровождение фортепиано)

Ведущий: Теперь, когда установились настоящие холода, настало самое веселое время. В старину, когда проходила неделя после встречи нового года, в России начинали праздновать веселую пору Святок: все гуляли вечерами, наряжались в костюмы, пели специальные песенки, которые назывались колядки. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики. Это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и пирогами.

1-й скоморох: А давайте попробуем все вместе отметить Рождественские Святки?

2-й скоморох: Ведь недаром на Руси говорили: “Настали Святки – запевай колядки!”

(Под музыку «Коробейники» муз. народная, сл. Н. Некрасова появляются колядовщики, в руках у одного из них символ коляды – солнце, украшенное лентами и цветами. Они обходят по кругу зал и исполняют колядку.)

1-й колядовщик: Авсень - потетень,

Новый наступает день.

Когда Святки на дворе –

Все кругом, как в серебре.

Припев: Ой, зимушка-зима,

Чтоб подарочков дала.

Пирогов да пряников,

Колбасы да драников.

2-й колядовщик: Авсень -потетень,

Как в разгаре колядень.

Веселись, честной народ,

Вечер святочный идет!

Ведущий: Добрый день, дорогие колядовщики! Мы вас ждали, мы вам рады!

Ребенок: Говорят, коли колядовщик в гости зашел, лучше этого не бывает. Ведь веселые колядки несут пожелания доброго здоровья и богатого урожая на весь год.

1-й колядовщик: Мы пришли всех прославлять,

Деток малых величать.

Заведующей сто лет прожить,

А нам всем дружно вместе жить.

2-й колядовщик: Пришла коляда

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Отворяй-ка ворота!

3-й колядовщик: Мы ходили, мы искали

Коляду, коляду,

По всем дворам, да ярмаркам.

А нашли коляду

В детском вот саду!

4-й колядовщик: Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит песни петь, плясать.

(Дети исполняют песню “Русская зима” музыка и слова А. Олиферовой.

Колядовщики берут зерно и обсыпают всех.

1-й колядовщик: Сеем, веем, посеваем…

2-й колядовщик: С Новым годом поздравляем!

3-й колядовщик: Уродись пшеничка, горох, чечевичка,

На воле – копнами, на столе – пирогами.

4-й колядовщик: С новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

1-й скоморох: Пора нам солнышко звать.

Солнышко, повернись, красное, разожгись!

2-й скоморох: Колесо, гори, катись,

С весной красною вернись!

1-й скоморох: За руки быстрей берись,

На карусели прокатись!

Игра “Карусель” Участвуют дети средней группы

Держась за руки, дети вместе со скоморохами и колядовщиками движутся по кругу вправо и произносят:

Завертелись карусели,

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом-бегом!

Карусель сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. С окончанием слов темп движения постепенно замедляется, все останавливаются и кланяются.

Правила игры:

Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.

Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.

Подчиняться общему темпу движения и дружно, хором произносить текст.

Ведущий: А вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.

Колядовщики проводят гадание.

В сумочках у колядовщиков находятся мелкие предметы или игрушки (цветочек, мороженное, машинка….)могут быть и карточки от игры «Лото» с изображением

предметов быта, профессий.

Колядовщик подходя к ребёнку, достаёт карточку или игрушку, говорит, что его ожидает в будущем (картинка с изображением врача – «Ты будешь знаменитым доктором, игрушечная машинка – «Тебе подарят новую машинку»

Ведущий: Спасибо вам, уважаемые Колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с гаданиями. (Звучат музыкальные инструменты.)

Что за шум у нас в саду?

Это ж ряженные идут,

Нам веселье несут!

Девочки средней группы с шумовыми инструментами (маракасы, бубенчики, бубны, кастаньеты, коробочки, ложки) играют и исполняют колядки, музыка народная в сопровождение фортепиано.

Подружки (все): Ой, ребятки, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

1-я подружка: Ой, колядка, коляда,

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра вам принесла.

2-я подружка: Мы пришли вас прославлять,

Да хозяев величать.

Ой, колядка, коляда,

Всем здоровья принесла.

3-я подружка: Ой, колядка, коляда,

Золотая борода!

Позолоченный усок,

По рублю волосок!

4-я подружка: Подай, тетушка,

Подай, матушка!

На тарелочке,

Да на блюдечке!

5-я подружка: Не отдашь пирожок –

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

6-я подружка: Долго песни мы тут пели,

А теперь прощаемся.

Если мы вам надоели,

Молчать обещаемся!

Подружки уходят, продолжают играть на шумовых инструментах.

Ведущий: Вот вам, дорогие колядовщики, пряники. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются козульки, на них изображают коровок, барашков, лошадок. Такие пряники приносили в дом хороший приплод. Встарину считалось, что появление козы приносит удачу в наступающим году.

1-й колядовщик: Где коза проходит, там пшеница родит.

2-й колядовщик: Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.

3-й колядовщик: А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.

Дети (хлопают в ладоши и читают приговорку): Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Входит Коза, кланяется, затем под музыку «Воздушная кукуруза» в исполн. оркестра Поли Мориа пляшет, вдруг спотыкается и падает.

Скоморохи: А что случилось? Почему Коза упала?

1-й колядовщик: Наша Коза просит угощенье. Тогда она встанет и еще попляшет.

2-й колядовщик: Нашей Козе немного надо: ведерочко гречки на перепечки.

3-й колядовщик: Решето овса, сверху колбаса да три куска сала, чтобы Коза встала.

Козе дарят угощенье, после чего она продолжает свою пляску,

а затем раскланивается.

1-й скоморох: А сейчас выходи, детвора,

Поплясать с Козой пора!

Пляска-игра “Пошла Коза по лесу” Участвуют дети старшей группы

Дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

«Коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется.

Затем они расходятся, и каждый ищет новую пару. Так продолжается, пока все дети не встали в пары.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

2-й скоморох: Праздник дружно продолжаем

И играть мы начинаем!

Русская народная игра “Никанориха” Участвуют дети подготовительной группы

Ходьба в кругу со словами

«Никанориха гусей посла,

Запустила в огород козла.

Никанориха ругается,

А козел-то упирается. (притопывание 3 раза сужая круг)

После последнего притопывания дети разбегаются, на сигнал «стоп» стоят на месте и говорят слова, хлопая ладошками

«Надо быстро пару взять, чтоб козленочком не стать (показать рожки) по окончании слов дети ищут себе пару.

Ведущий: А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.

Загадка первая:

Старик у ворот, всё тепло уволок.

Дети: Мороз!

Ведущий: Молодцы! Следующая загадка:

Скатерть бела весь свет одела.

Дети: Снег!

Ведущий: Не бриллиант, а светится.

Дети: Лед.

Ведущий: Закружила, замела – стала улица бела.

Дети: Метель!

Ребенок: Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит,

Песни звонкие поет,

Хоровод заводит.

Дети подготовительной группы исполняют эстрадный танец “Зима – холода ”в сопровождение гр. «ИКС - Миссия»

Ведущий: Вот каким веселым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые Колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.

Все герои праздника (скоморохи, колядовщики, коза) под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора) СD-R угощают детей козулями (печенье в форме животного).Фотографируются на память.

Гуляют ребятки в рождественские святки
Публикации по теме:

МасленицаМасленица Вот и пришла весна! По России, конечно, ещё снег, да морозы. А у нас, на Кубани, уже абрикосы и сливы цветут, тепло. Масленицу провели весело,.

Презентация «Святочные гуляния» Закончились новогодние праздники. И наступили самые весёлые и долгожданные дни - Святки. Наши предки с размахом праздновали эти дни. К Святкам.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Гуляют ребятки в рождественские святки
Опубликовано: 5 января 2014 в 16:07
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...