Папки-передвижки

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух-невидимка»

мария горбушина
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух-невидимка»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Ф. И. О педагога: Горбушина Мария Александровна Должность: воспитатель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Адрес: Россия, Удмуртская Республика, Удмуртия, посёлок Балезино, Улица Школьная, 21

Образовательная область: познавательное развитие Тема : «Воздух – невидимка»

Публикация «Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Программа: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- Москва; 2014 год.

Характеристика группы: дети средней группы (4 – 5 лет);

Предварительная работа: - НОД в мини-лабаротрии, опыты водой;

- чтение глав из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);

- беседа «Как воздух надо охранять», беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека;

- наблюдение за температурой воздуха на прогулке;

- надувание воздушных шаров.

Материалы и оборудование: дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: коробка, лопнувший воздушный шар, карточки со свойствами воздуха.

Раздаточный: пластиковые стаканы с водой (0,2 л, пластиковые емкости, салфетки, трубочки из под коктейля, веера из бумаги, целлофановые пакеты, атласные ленты, воздушные шары,

Оборудование: запись с музыкально-ритмической композицией «Музыка и звуки природы – Шум ветра, пение птиц», спецодежда для детей – белые халаты, белые шапочки.

Цель непосредственно образовательной деятельности: развитие познавательной активности и любознательности в процессе экспериментирования.

В образовательной области социально-коммуникативное развитие Формируемые

предпосылки к учебной деятельности - умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия.

познавательное развитие - умение строить свои умозаключения, активизация словаря.

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми - соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила, умение слушать взрослого, умение общаться со сверстниками, эмоционально отзывчивый, осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.

Вводная часть:задачи этапа- Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Деятельность педагога: Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.

Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».

- Понравилось вам это стихотворение?

- А сейчас, давайте. поздороваемся друг с другом – поиграем в игру «Как мы можем здороваться»

- Слышите, ребята, за дверью кто-то плачет? Кто бы это мог быть? Посмотрим.

- Это кукла Таня. Что же с ней произошло?

Рассказ Тани: «Я очень торопилась на день рождения к моей подруге Кате, несла в руках воздушный шарик. И вдруг я почувствовала, что запнулась обо что-то. Это была эта коробка. И мой красивый шарик исчез. Вот что от него осталось».

- Что же могло случиться с шариком? И при чем здесь эта коробка?

- Чем мы можем помочь Кукле Тане?

- Сначала выясним, что случилось с шариком, а начнем с этой загадочной коробки.

Деятельность воспитанников: Организация: дети свободно располагаются на ковре, повернувшись к гостям.

Здороваются с гостями «Здравствуйте!». «С добрым утром!»

Дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю, слушают стихотворение, отвечают на вопрос: Да, понравилось; оно красивое, доброе.

Дети встают в круг, держась за руки и по правилам игры здороваются друг с другом. (здороваются носами, щеками, лбами, руками)

Дети идут за двери. Видят там кукла и коробка.

Стоят полукругом к воспитателю.

Предположения детей.

Она плачет, ей больно, обиделась на кого-то.

Принимают игровую ситуацию, внимательно слушают.

Ответы детей: торопилась Таня, запнулась об коробку и шарик лопнул.

Организация: дети свободно располагаются на ковре.

Предположения детей:

надуем новый шарик и дадим его Тане

Основной часть:задачи этапа - - познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;

- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;

- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух;

- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников;

- прививать любовь к окружающему миру.

Деятельность педагога: Воспитатель:

«Коробка обнаружена, но она пуста! Что бы это могло значить?»

Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку – подсказку:

«Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем?»

Воспитатель: «Правильно. Теперь мы знаем, что в коробке находится воздух».

Подводит детей к размышлению.

Задает вопрос:

Может его вообще не существует?

Воспитатель: «А вы хотите научиться находить воздух, познакомиться с его свойствами?

Воспитатель: Для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию». А вы знаете, что такое «лаборатория» и чем там занимаются? Как называют людей, которые делают опыты? Хотите побывать в роли исследователей?

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В лаборатории есть всё необходимое для этого. И кукла Таня отправится вместе с нами.

Организация: группа преобразована в «научную лабораторию».

Воспитатель напоминает правила поведения при проведении опытов: «В лаборатории нужно соблюдать одно важное условие: без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?»

«А сейчас будем делать опыты с воздухом, проходите за столы».

Опыт 1. (Поймаем воздух)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его.

Что случилось с пакетом?

Воздух занял всё место в пакете.

Воспитатель: Отпустим пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Воспитатель. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Подводит детей к самостоятельному выводу.

Опыт 2. (Ветер – это движение воздуха)

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили.

А теперь помашите веером перед лицом.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Воспитатель: - Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с предметами. Вспомните, как мы определяем: дует ли ветер на улице во время прогулки?

Воспитатель предлагает поиграть в игру «ветерок»: Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Опыт 3. (Воздух в человеке)

Воспитатель: «Чем мы с вами дышим? Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

А теперь давайте подойдем к другому столу. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте,

Что происходит?

Воспитатель: «А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?»

Воспитатель: «Какой вывод можно сделать»?

Опыт 4. (Воздух можно услышать)

Воспитатель: Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики.

Где сейчас воздух?

Воспитатель: Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

Опыт 5. (Воздух легче воды)

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, где стоит таз с водой и приготовлены пустые баночки. Предлагает опустить баночки в воду и понаблюдать за ними. Подводит детей к выводу.

Воспитатель: Что стало с баночками?

Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Вам понравилось в «лаборатории»? Хотите вернуться сюда еще?

- Но вспомним про нашу гостью. Тане тоже было здесь интересно, и она бы пришла сюда еще. Что же ребята произошло с воздушным шариком?

- Давайте. попращаемся с Таней

Деятельность воспитанников - Организация: дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю.

Принимают игровую ситуацию., внимательно слушают, открывают коробку сами и

отвечают на вопросы, Ничего там нет, она пустая, это коробка фокусника – перевернем ее и там что-то будет.

После подсказки догадываются, что там дыхание, воздух.

Дети делают вывод: Воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, формы.

Ответы детей:

Нет, он есть, но мы его не видим.

Да, хотим узнать о воздухе.

Ответы детей:

В лаборатории делают опыты и эксперименты

Исследователи, искатели.

Да, хотим быть исследователями.

Дети проявляют активность, заинтересованность, отправляются в «лабораторию».

Подходят к шкафу, где висят плечики с белыми халатами и надевают их.

Стоят полукругом около воспитателя, слушают внимательно и отвечают на вопрос:

Нельзя трогать ничего руками, потому что может что-нибудь произойти; мы не знаем где и что находится.

Дети проходят за столы, которые стоят П-образно, внимательно слушают воспитателя.

Ответы детей: Да, хотим.

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Дети набирают воздух в пакет, но не у всех это получается

Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Дети отпускают пакет

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Вывод дети делают сами: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку

Ответы детей: нет, не можем, мы его только поймали.

Дети берут веера и машут перед своим лицом.

Сначала помахали перед своим лицом, а потом друг на друга.

Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

Вывод дети делают сами: когда воздух движется, получается ветер. Значит воздух может двигаться и мы можем его почувствовать.

Дети: Мы смотрим на ленточки, которые висят на веранде: если они движутся, то на улице есть ветер, а если не движутся – значит ветра нет.

Организация: дети свободно двигаются по ковру с лентами под композицию «Музыка и звуки природы - Шум ветра, пение птиц»

Выполняют красивые и легкие движения, кружатся. Кто-то делает резкие движения, подпрыгивает, изображая сильный ветер.

Возвращаются обратно за столы.

Дети: Воздухом

Дети делают глубокий вдох, а затем выдох.

Дети: Воздух

Дети вместе с воспитателем подходят к столу и встают вокруг него. Берут в руки трубочки и кладут в пластиковые стаканчики с водой – дуют в трубочки.

Дети: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».

Дети возвращаются обратно за столы.

Дети делают глубокий вдох и задерживают дыхание.

Вывод делают сами: Без воздуха человек умрет», «Человек не может жить без воздуха».

Проявляют заинтересованность. Отвечают на вопросы, активно принимают участие в проведении эксперимента. Надувают шарики, но не у всех получается, помогают друг другу.

Дети: Он внутри шариков.

Дети спускают шарики.

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. значит воздух можно услышать.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Дети вместе с воспитателем проходят за другой стол и встают вокруг него.

Опускают пустые баночки в таз с водой и наблюдают, что произойдет.

Дети: Они не тонут в воде, не опускаются на дно. Внутри баночек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Воздух легче воды

Дети обратно возвращаются за столы

Дети проявляют эмоциональный отклик.

Дети: Очень понравилось, мы обязательно придем сюда еще.

Дети: Из шарика вышел весь воздух наружу, поэтому шарик лопнул.

Дети стоят полукругом, повернувшись к воспитателю.

Прощаются, дарят в подарок свои воздушные шары.

Дети снимают белые халаты и обратно вешают их в шкаф на плечики.

Заключительная часть: задачи этапа - закрепление полученных и имеющихся знаний.

Деятельность педагога: - Интересно было вам работать в нашей лаборатории?

- Помогли мы Тане разобраться, почему ее шарик лопнул?

- Что вам понравилось больше всего? (Воспитатель опрашивает каждого ребенка).

- Что показалось наиболее трудным?

- Спасибо вам, ребята!

Деятельность воспитанников - Организация: дети свободно располагаются на ковре.

Ответы детей. Да, нам было очень интересно

Да, помогли. Из него вышел весь воздух.

Делать опыты, надувать шарики и пакеты, дуть в трубочки, танцевать с лентами.

Ловить воздух в пакет, а затем отпускать его, надувать шарик

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Веселое чаепитие» Безденежных Татьяна Николаевна Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Веселое чаепитие» Интеграция образовательных областей:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Гостья из Африки» Цель: Обобщать представления детей о зимнем времени года. Продолжать знакомить детей со свойствами снега (белый, холодный, рыхлый, липкий).

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Рассказываем карандашами» Тема: «Рассказываем карандашами» Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание. Задачи:.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема: Виды транспорт Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. МКДОУ «ЦРР-Чесменский детский сад «Березка» Старший воспитатель Байтенова.

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Малая Родина» Тема: «Моя малая родина - Богданович» Возрастная группа: средняя (5-й год жизни) Форма НОД: игра-путешествие Тип НОД: интегрированная.

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный город эмоций» Цель: повышение уровня социального интеллекта через расширения представлений об эмоциях у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (1 часть) 2 часть Тема (проект, событие): «Приглашение от петушка в весенний лес» Возрастная группа: Средняя Форма НОД: познавательно-исследовательская.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (2 часть) 1 часть КОНСТРУКТ ИТОГОВОЙ НОД Этапы деятельности Содержание деятельности Действия педагога Действия детей Планируемый результат I.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «Волшебный сундучок».

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате» Возрастная группа: Первая группа раннего возраста Форма НОД: познание +физическая культура.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 1 мая 2016 в 22:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД