Хакасский праздник «Почитание огня»

Любовь Гордюкова
Хакасский праздник «Почитание огня»

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Золушка»

Хакасский праздник Тема: Почитание огня

Воспитатель: Гордюкова Л. О.

1 кв. кат.

г. Абакан 2013г.

Цель: Развитие креативности детей через приобщение к истокам хакасского фольклора.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить детей с традициями, обычаями хакасского народа.

2. Развивающая: развивать интерес к традициям хакасского народа. Развивать мелкую моторику. Развивать ловкость, быстроту движений.

3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, Любовь к родному краю.

Предварительная работа: чтение хакасских сказок, заучивание стихов, пословиц, загадок, драматизация сказок.

Словарная работа: «род», «духи».

Ведущая:

- Ребята, закройте глаза и представьте свою Родину. Откройте, глаза. Что увидели, что представили? Где ваша Родина находится? Как она называется? Это наша Родина. В нашей Хакасии, какие праздники проходят? Сегодня и мы с вами проведем хакасский праздник: «Почитание огня», будем чтить обычаи и традиции хакасского народа.

Звучит хакасская музыка.

1 ребенок:

Пышно расцвела хакасская земля. Много славных людей на ее просторах Возделывают поля, выращивают скот, Добывают уголь, ведут машины, самолеты. Родным мастерством владеет хакасский народ. Он очень любит свою землю, степи, высокие горы, Дремучую тайгу.

2 ребенок:

Хакасия, край мой! Родные просторы Вы мне улыбаетесь Морем огней Широкие степи, Высокие горы

Навеки в душе сохранится моей.

3 ребенок:

Мне слышится песня

Девчат круглолицых

На тучных полях,

Где работа кипит,

То звонкая песня их,

Как вольная птица

Шахтеров в глубоком забое бодрит.

Ведущая:

О своем любимом крае

Хакасский народ слагает песни - тахпахи.

К нам пришли гости,

Они споют вам песню на хакасском языке.

Входят гости, одетые в национальную одежду. Гости здороваются:

- Изенер, дети! Изенер, взрослые!

Поют песню и угощают хакасским блюдом, рассказывают, как приготовили.

Ведущая:

Гости дорогие, оставайтесь, посмотрите наш праздник.

4 ребенок:

Приезжайте в хакасские степи Вас великие ждут чудеса. Там в сиянии, в великолепии Зеленеют садов голоса. Уроженцы далекого юга Вам навстречу листвой зашумят, Сотни яблок, румяных и крупных Из - за листьев в глаза поглядят. Как на шее у девушки бусин

Столько яблок на ветке одной. До чего же он сладок и вкусен Этот солнечный плод наливной.

Дарит яблоки.

Ведущая:

Мне понравилось, как дети восхваляют нашу землю и я хочу рассказать свое стихотворение, посвященное городу Абакану.

Благодарю хакасскую землю,

Что здесь живу, работаю, творю,

Я восхищаюсь городом своим,

Шагаю я по улицам родным.

Здесь детство, молодость прошла моя.

И здесь немного счастлива была,

Здесь дети выросли мои

И внуки родились и подросли.

Горжусь, что в Абакане я живу,

Свой город я люблю, люблю, люблю!

Ведущая:

Хакасский народ любит проводить соревнования и мы сейчас проведем: «Турнир богатырей». Посмотрим силу, ловкость наших мальчиков.

1. игра: «Перетяни палку»

2. игра: «Наездники»

3. игра: «Перетяни канат»

Ведущая:

Юрта - традиционное жилище хакасов и мы сейчас Построим свою юрту из платков.

В юрте теплой и красивой Нас не тронет ветер злой От него я быстро спрячусь И щенка возьму с собой, А когда весенним утром В степи солнышко придет Приглашу его я в юрту Пусть до осени живет.

Ведущая:

В каждой юрте есть очаг.

Считалось, что уют родного дома - домашний очаг. Посидим и мы возле нашего очага, расскажем матери Огня пословицы, по загадываем загадки.

Загадки:

1. Голоса нет - говорит,

Знаниям обучает

Кто ее любит и чтит

Тот про многое знает

(книга)

2. Хотя у нее провалилась спина

Лебедью ходит по речке она

(лодка)

3. Хоть нету ног

Но ходит по дорогам, Нет языка

Но сообщает о многом.

(письмо).

Пословицы:

1. Тот кто зол, язык подвел.

2. Смех над бедой чужой - великий грех земной.

3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

4. Сначала кумекай, потом кукарекай.

5. Стерегись яму ближнему рыть, можешь сам в нее угодить.

6. Прожуй сначала, чтоб в глотке не застряло.

7. Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится.

8. Огонь уважай, воды не мути, с огнем не играй, с огнем не шути.

9. Старшим внимать - жизнь продлевать.

- Как вы думаете, почему надо старших слушать, оказывать уважение и почему? Хотите узнать? Расскажу вам хакасскую легенду об Огне.

Однажды в тяжелые времена, когда угнали людей в плен, один род сбежал из плена и, среди них была больная пожилая, старая женщина. Когда надо было бежать, не могла и родственники решили оставить больную одну в степи. Родичи были вынуждены ее оставить, так как могли погибнуть все, кто бежал (старики, юноши, девушки, дети). Оставшись одна в степи женщина долго плакала от обиды, она погибла в степи и ее дух отправился вслед за родичами. Когда все добрались до Родины вслед за ними появилась и эта женщина и когда Она вошла в юрту, то увидела очаг, в котором горел Огонь и она прыгнула в этот огонь и превратилась в Мать Огня по хакаски: «от ине». (От - огонь, Ине - мать). С тех пор почитают От Ине. Называют по - разному Хозяйка Огня, Богиня Огня, Хозяйка Очага. Ребята, а вы знаете, что плевать на огонь нельзя? Как вы думаете, почему? (болячки вокруг рта будут - «летучий огонь» называются). А вы знаете, что огонь нельзя заливать?

Хозяйка может разгневаться. Костер можно тушить только

песком. Огонь нельзя ворошить острым предметом, так как

Хозяйке Огня будет больно. Хотите сделать украшение

Матери Огня?

В руки я фольгу возьму,

Хорошо ее сомну,

Покатаю, покручу,

В бусы быстро превращу.

Как вы думаете в группе, на какую нитку будем нанизывать бусы? Хотите, подскажу?

Мать Огня любит все красное. Поэтому нанизывать будем на красную нитку. Вам хорошо у нашего очага? Наш огонь небольшой, а хотите, чтобы наш огонь стал большим? Девочки рисуют первый огонь - чистый на восточной Стороне, мальчики рисуют второй огонь - очистительный на западной стороне. Вот какой большой огонь получился. Первый чистый костер Огонь ожил. Девочки исполняют «Танец Огня». Гости имитируют, что кормят огонь. О мать наша Богиня Огня У тебя тридцать зубов Высокого пламени О мать наша - Хозяйка Огня!

Девочки садятся на стульчики.

Ведущая:

- Помните сказку, как огонь людям помог? Почему у

ласточки раздвоился хвост? Вот и появились злые духи. Вбегают злые духи, они хотят испортить праздник. Что делать?

Гостья:

- Чтобы злые духи нас покинули надо очистить наши души.

Поможет вот эта черная веревочка - чалама. Возьмите в руки чалама и завяжите 3 узелка, наши болезни, наши неприятности, бросайте чалама в костер

Огонь -очистительный.

О мать - Огонь!

Очисти нас от скверны,

От зла

От всех болезней, от неприятностей

Чтобы мы не врали,

Не завидовали, не болели.

Дети бросают чалама в огонь. Злые духи убегают.

Ведущая:

- Посмотрите, друг на друга, как ваши глазки блестят? Сейчас у вас чистая совесть, чистая душа и ваши глазки светятся, блестят добротой. Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа. Сейчас вы посмотрите хакасскую сказку: «Любопытный зайчонок».

Предки просили у богов любви, удачи, здоровья, благополучия привязывали разного цвета чалама к священной березке и мы сейчас украсим нашу березку. Белый цвет - это чистота, Синий цвет - это небеса, Зеленый цвет - природа наша, А красный цвет - огонь и доброта. На березке есть сюрприз, загадайте желание и сюрприз быстро опустится вниз. Дети загадывают желание, опускается чудесный мешочек. Что же в мешочке есть? Посмотрите отгадали или нет? В мешочке шоколадные монетки, да вкусные конфетки.

Ребята, абаканцы гостеприимные, доброжелательные люди, любят дарить подарки и, мы сейчас подарим подарки, сделанные своими руками.

«Путешествие по сказкам»

Воспитатель: .

Гордюкова Л. О. .

1 кв. категория. .

г. Абакан 2013г.

ВЕДУЩАЯ

Здравствуйте абаканцы! Очень рада видеть вас.

Добро пожаловать на мастер-класс,

на игры, на сказку, на викторину.

Дорогие абаканцы!

К нам сюда бегите Нашу сказку посмотрите.

(звучит музыка)

ВЕДУЩАЯ

Там, где сплелись ветви ивы,

где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро,

там, куда золотые звезды заглядывают по ночам

робко и пугливо живет Сказка-Королева,

вот её царство.

(под музыку выходит Сказка-Королева, за ней летят бабочки, танцуют танец).

СКАЗКА-КОРОЛЕВА

Здравствуйте гости дорогие! Очень рада вам.

Добро пожаловать в моё царство.

Катись, катись золотое яблочко по блюдечку

покажи гостям моё царство волшебное.

Выходит старичок-лесовичок, Аленушка.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

Здравствуй, Алёнушка!

АЛЁНУШКА

Здравствуй старичок-лесовичок.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

А почему ты Алёнушка такая грустная?

АЛЁНУШКА

Братец Иванушка пропал. И где я его только не искала.

Уж не попал ли Иванушка в беду какую?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК

Подожди Алёнушка горевать, вот тебе волшебное

перо жар-птицы, скажи волшебные слова:

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка русская начнись,

Братец милый мой найдись.

АЛЁНУШКА

Спасибо тебе старичок-лесовичок за волшебное перо.

АЛЁНУШКА

(машет пером)

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка русская начнись,

Братец милый мой найдись.

(под музыку выбегает колобок)

КОЛОБОК

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

И лисице на зубок

Не попал я колобок.

АЛЁНУШКА

Здравствуй, колобок.

КОЛОБОК

Здравствуй, Алёнушка.

АЛЁНУШКА

Колобок, колобок ты моего братца Иванушку не видал?

КОЛОБОК

Не видал, не встречал.

(колобок убегает)

АЛЁНУШКА

(машет пером)

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка русская начнись,

Братец милый мой найдись.

(под музыку выбегает лиса)

ЛИСА

Вот устала так устала

Возле речки я гуляла

Мужика перехитрила

Всю рыбку утащила.

(выбегает волк)

ВОЛК

Лизавета, здравствуй!

ЛИСА

Как дела, зубастый?

ВОЛК

Ничего идут дела, голова пока цела

Рыбки очень я хочу

ЛИСА

Так поймай, я научу

АЛЁНУШКА

Здравствуй, лисичка-сестричка, здравствуй волчок-серый бочок. Вы не видали ли моего братца Иванушку?

ЛИСА и ВОЛК

Здравствуй Алёнушка. Братца твоего не видали, не встречали.

(волк и лиса под музыку уходят)

АЛЁНУШКА

(машет пером)

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка новая начнись,

Братец милый мой найдись.

(Выходит Иван-Царевич)

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Где-то здесь стрела упала, поищу ее сначала.

ЛЯГУШКА

Вот она, стрела твоя, в жены ты бери меня.

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Видно ты судьба моя, в жены я беру тебя

АЛЁНУШКА

Здравствуй, Иван-Царевич.

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Здравствуй, Алёнушка

АЛЁНУШКА

Не видал ли моего братца Иванушку?

ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Не видал, кроме этой лягушки

(вздыхает и уходит)

АЛЁНУШКА

(взмахивает пером)

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка русская начнись,

Братец милый мой найдись.

(выходят девочки в русских костюмах, в руках лукошки, девочки собирают ягоду)

АЛЁНУШКА

Девочки-подружки, вы моего братца Иванушку не видали?

ДЕВОЧКИ

Нет, не видали. Мы ягоду собирали и песни пели. Хочешь песенку послушать?

АЛЁНУШКА

Хочу!

(девочки поют песню «Ягода»)

ДЕВОЧКИ

Понравилась песенка?

АЛЁНУШКА

Понравилась!

ДЕВОЧКИ

Ой, кто-то идет, наверное твой братик Ванюша! До свидания!

(убегают)

АЛЁНУШКА

(взмахивает пером)

Засветись перо ярко,

Засветись перо жарко,

Сказка русская начнись,

Братец милый мой найдись.

(появляется Баба Яга, ведет за собой Ванюшку).

БАБА ЯГА

Пойди мой яхонтовый, поиграй золотыми яблочками, а я баньку истоплю, помою, попарю тебя

БАБА ЯГА

(поет)

Где ты молодость моя

Молодость далекая

Бу-би, бу-би бубенцы

Ночью за окошками

Бу-би, бу-би бубенцы

Лешие с гармошками

Фу-ору русского духу слыхом не слыхивала, видом не видывала, а тут русский дух сам пожаловал.

АЛЁНУШКА

Здравствуй, бабушенька-ягушенька!

Не видала ли ты моего братца Иванушку?

БАБА ЯГА

О! Был один Ивашка у меня, а теперь и сестрица пожаловала. Так и быть – помою вас в баньке, сварю и съем! Ха-ха-ха!

СКАЗКА-КОРОЛЕВА

(выбегает с корзинкой, в ней цветы)

Нет, нет, нет! Этому не бывать!

(звучит музыка, Сказка-Королева бросает цветы на Бабу-Ягу)

СКАЗКА-КОРОЛЕВА

Кто был злым, пусть будет добрым, не обижает никого.

Пусть в моем царстве будет добро!

БАБА ЯГА

(кружится)

Ой, ой, ой! Что это со мной, я становлюсь доброй, ласковой, не злой.

Ванечка, Алёнушка, хорошие вы мои, я теперь буду вас любить (гладит детей). С этой минуты весь белый свет – мои друзья!

АЛЁНУШКА

Все сюда! Все сюда! Мой братец Иванушка нашелся (обнимает Ваню).

АЛЁНУШКА, БАБА ЯГА, СКАЗКА-КОРОЛЕВА

(вместе говорят)

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

(Все артисты выходят, поют песню «Дружба»)

ВЕДУЩАЯ

В сказке участвовали

Лиса – В. Полина,

Алёнушка – М. Настя,

Бабочки – П. Вероника,

А. Даша,

К. Аня,

А. Ксения,

Ц. Вероника,

Сказка-Королева – Б. Настя,

Колобок – Ш. Лиза,

Старичок-Лесовичок – М. Слава,

Волк – Г. Денис,

Иван-Царевич – З. Егор,

Ваня – Ч. Макар,

Баба Яга – Баландина Любовь Павловна,

Музыкальный оформитель – Борисова Валентина Савишна,

Режиссер-постановщик – Гордюкова Любов

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «В гости к дедушке Албыгану» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Золушка» Тема: «В гости к дедушке Албыган.» Воспитатель: Гордюкова Л. О. 1 кв. кат..

Кроссворд по культуре Хакасии. Подготовила Колядова Наталья Геннадьевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Д/с»Тополек» г. Абакана Кроссворд по культуре.

Автор публикации:
Хакасский праздник «Почитание огня»
Опубликовано: 31 августа 2013 в 11:59
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...