Химия или магия.

Анна Голуб
Химия или магия.

химия или магия.

Цель: познакомить детей с наукой химией.

Задачи:

Развивающие задачи: пробудить интерес, активизировать мыслительную деятельность. Продолжать учить вступать в диалог с взрослым. Отвечать на вопросы развернутыми предложениями, аргументировать свои ответы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Обучающие задачи: помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ. Закрепить умение записывать результаты опытов специальными символами.

Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Вызывать у детей положительные эмоции, закреплять интерес к теме.

Оборудование:

Иллюстрированные книги, иллюстрации химиков разных эпох, химических лабораторий. Фартуки, индивидуальные формочки с содой, пластиковые палочки, уксус в закрытой емкости. Мнемотаблица.

Ход:

Воспитатель предлагает назвать книги книжного уголка (Гарри Поттер, Мэри Поппинс, Василиса Премудрая)

-Какие чудеса, волшебства, превращения могли творить эти замечательные персонажи?

-Что им помогало? Назовите волшебные предметы – помощники.

-Какими еще словами можно назвать волшебство? (колдовство, магия, сказка.)

-Сегодня я расскажу вам об удивительной науке, которая называется химия.

Химики – ученые, они могут глину превратить в самолет, из полена сшить платье. Из нефти, которая находиться в глубинах земли научились делать бензин, красивые ткани, лекарства

Самыми первыми учеными были алхимики, они сделали много полезного: открыли кислоты, щелочи, соли (рассмотреть иллюстрации о работе алхимиков и современных ученых).

Химия наука о веществах и их превращениях. Вещества – это то, из чего состоит все на свете. Дерево, цветок, камень, облако, мы с вами – все состоит из веществ.

-Какие вещества вы можете назвать?

Иногда одно вещество превращается в другое, а то и в несколько разных.

-Кто может рассказать о превращениях воды? (жидкость, снег, лед, пар)

д\игра «жидкое, твердое, газообразное»

«Облачко» выполняется под музыкальное сопровождение.

Дети изображают воду в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх (руки вверх, очень пластичные движения) высоко в небе встречаются, объединяются в облачко. Морозный воздух охлаждает человечков пара, они твердеют, кристаллизируются, падают на землю.

Физминутка

Все за мной вы повторяйте:

Дружно руки поднимайте.

Вот попрыгаем на месте,

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко

Поглядим теперь в окошко.

Улыбнемся мы немножко.

Отдохнули, и теперь

Заниматься поскорей!

Химики проводят опыты в химических лабораториях (рассмотреть иллюстрации, мы тоже будем оснащать, и пополнять свою лабораторию Но вначале вы должны ознакомиться с правилами работы.

Правила работы в детской лаборатории для детей.

Опыты и эксперименты проводить на специальном столе покрытым клеенкой в светлом месте.

Необходимо надеть клеенчатый фартук, чтобы сохранить свою одежду в чистоте. В некоторых случаях необходимо использовать резиновые перчатки.

Для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду или формочки.

Никогда не нюхай незнакомое вещество, не пробуй его на вкус.

Никогда не смешивай незнакомые вещества – это опасно.

Прежде, чем начать опыт внимательно изучи инструкцию и приготовь все, что понадобиться.

Не оставляй в баночке вещество, получившееся в результате опыта, сразу вылей его, а баночку помой и убери.

Все опыты с огнем делай вместе со взрослым. Огонь – это действительно опасно!

Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки.

На столах детей в формочках находится сода.

Предложить описать соду (белая, сыпучая, не имеет запаха, состоит из мелких крупинок – частиц). Зарисовать в мнемотаблице, используя символы.

Пищевая сода уникальный продукт. Ее используют в хлебопечении, в медицине применяют в лечебных целях. В нашем опыте сода будет просто необходима, ведь мы будем проводить самую настоящую химическую реакцию. Из одного вещества «соды», мы будем получать несколько других.

Итак, химическая реакция – это превращение веществ.

-Наш опыт называется «Огнетушитель».

-Для чего нужен огнетушитель? (показ иллюстраций)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.

Если есть огнетушитель

Будет найден нарушитель.

Не уйти огню от нас

Все потушит пенный газ

-Как появляется пена из него? На эти вопросы мы сможем ответить после проведения опыта.

Воспитатель показывает в отдельной емкости уксус, объясняет, что с уксусом может работать только взрослый.

Уксус – это кислота очень кислая и едкая на запах.

Воспитатель добавляет уксус в формочки с содой, дети наблюдают реакцию.

-Кислота умеет «отщипывать» от других веществ малюсенькие частички – атомы. И получается другое вещество. Так в результате реакции у нас получились новые вещества – соль, вода и углекислый газ. Газ выделился в виде пузырьков и забурлил. Так же происходит реакция и в настоящих огнетушителях.

Воспитатель показывает, как правильно зарисовать результаты опыта в мнемотаблицы

Йод – история его открытия.

Цель:

Познакомить с историей открытия йода.

Задачи:

Обучающие задачи: расширять знания детей о взаимодействии различных веществ. Систематизировать и уточнять представления детей о химических реакциях. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение. Выявлять агрегатное состояние веществ.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление, воображение. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Обогащать словарь детей.

Оборудование:

Настойка йода, лист сухой ламинарии, вода, перекись водорода, индивидуальная посуда для проведения опытов, лупа, мнемотаблица, салат морской капусты, иллюстрации морского побережья.

Ход:

Воспитатель предлагает рассмотреть йод в бутылочке и просит рассказать о назначении его.

-Опишите йод, какой он? Для чего йод используют?

Это настойка йода – раствор йода в спирте. Чистый йод – это темно-серые твердые кристаллы. Йод в чистом виде в природе не встречается. Он запрятан в растениях и камнях.

Рассмотреть морское побережье на иллюстрации. Богатые йодом водоросли служат кормом различным животным.

Воспитатель показывает небольшую часть сухого листа ламинарии. Дети исследуют ее.

Опыт 1:

Замочить сухой лист в воде, понаблюдать за изменениями свойств листа (увеличивается в размерах, становится более пластичным, усиливается запах йода).

Морская водоросль содержит много йода. Она очень полезна для здоровья. Из нее готовят салаты и некоторые лекарства для ослабленных людей. Показать буклеты о медикаментах содержащих йод.

Слониха, слоненок и слон

Устали стоять в зоопарке,

И в море уплыли на синей байдарке.

Слониху, слоненка, слона

Пушистые волны качали

И детской улыбкой дельфины встречали.

Слонихе, слоненку, слону

Глоток задушевности нужен, -

Дельфины устроили дружеский ужин.

Слониха, слоненок и слон

В обнимку растаяли в дымке –

Дельфины на память остались на снимке.

Слониха, слоненок и слон

Во сне по дельфинам тоскуют,

И хоботом ищут капусту морскую

Слониха, слоненок и слон

Да-да! Спят и видят ее,

Любимое блюдо свое!

Морская капуста приятна,

Дельфины во сне ее шлют вероятно!

Во время небольшой паузы предложить на пробу салат из морской капусты. Описать его вкусовые качества.

200 лет назад французскому химику йод помогла открыть кошка. Она прыгнула на стол и опрокинула склянки с серой кислотой, железом и морскими водорослями. Растворы смешались и превратились в фиолетовое облако. Когда облако рассеялось, химик увидел темные пахучие кристаллы и назвал их «фиалками». Уже позднее йод растворили в спирте, чтобы мазать разбитые коленки.

Что еще о йоде скажешь!

Каждый сразу все поймет!

Если ранку ты помажешь –

Ранка сразу заживет!

Физминутка.

«Море волнуется»

Опыт 2:

Мы будем получать йод в чистом виде. Для этого возьмем обычную йодную настойку и добавим несколько капель перекиси водорода.

Наблюдение за образованием темно-серых кристаллов йода.

Вывод:

Перекись водорода очень активное вещество. Как только оно встречается с другим веществом, оно «нападает» и «отбирает» частички-атомы. Вот и сейчас перекись отобрала частички спирта, остался йод.

Опыт 3:

Рассмотреть кристаллы йода в лупу.

Зарисовать схему проведения опыта в мнемотаблицу.

Публикации по теме:

Ссылки. Опыты, эксперименты для детей, физика, химия, астрономия для дошкольников .

Знакомство с наукой химиейЗнакомство с наукой химией Конспект НОД по теме «Знакомство с наукой химией» в подготовительной к школе группе Цель: знакомство на уровне представлений с наукой.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Химия или магия.
Опубликовано: 13 января 2013 в 09:18
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...