Хлеб да капуста голод не подпустят. Досуг.

Наталья Обозова
Хлеб да капуста голод не подпустят. Досуг.

Цель. Знакомить детей с традициями русской кухни и связанными с ними произведениями малых фольклорных форм.

Обогащение словаря: витамины, засолка капусты, шинковать, брусника, клюква.

Материал и оборудование. Костюмы Хозяйки (русский народный) и Огородного пугала, шапочка капусты. Каравай на подносе. Корзина, емкость для засолки капусты, банки. Капуста, морковь, ягоды клюквы или брусники, соль. Разделочные доски, терки - на каждого ребенка. Пирог с капустой.

Предварительная работа. Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок и потешек. Обработка овощей.

Ход досуга

Дети входят в зал. Их встречает хлебом-солью Хозяйка (ее роль исполняет взрослый).

Хозяйка. Проходите, детушки, гости дорогие. Хлеба-соли откушайте да меня послушайте. С давних времен на Руси хлеб был в почете. Вспомните, как уважительно говорили о нем в старину.

Дети (вспоминают пословицы и поговорки). "Хлеба ни куска, так и стол - доска", "Худой обед, коли хлеба нет" и т. п.

Хозяйка. Хлеб выпекали разный. Ржаной (черный) - был на столе каждый день. А пшеничный белый каравай выпекали по праздникам.

Проводится игра "Каравай".

Дети (встают в круг, поют).

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас - Ванечки (называют имя одного из играющих, он выходит в центр круга).

У его маменьки печь истоплена,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий

(поднимают руки вверх,

Этакий широкий

(разводят руки в стороны).

Этакий низенький

(приседают, опускают руки вниз).

Дети хлопают в ладоши, выбранный ребенок танцует. Игра проводится 3-4 раза.

Хозяйка. Какие мучные изделия, кроме хлеба, вы знаете? (Ответы детей.)

Отгадайте, что за угощение я для вас сегодня приготовила?

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог.)

Хозяйка. Поиграем в игру "Пирог".

Дети делятся на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой. Водящий - "пирог" - садится между ними на стул.

Дети.

Вот какой высоконький,

Вот какой мякошенький.

Вот какой румяненький,

Режь его да ешь!

После этих слов к "пирогу" бегут по одному игроку из каждой команды. Тот, кто первым дотронется до "пирога", уводит его в свою команду. Опоздавший становится водящим.

Хозяйка. Славно, детушки, вы повеселились. Но делу время, а потехе час. У меня в огороде все овощи в почете. Особенно капуста уродилась! Весной я ее сажала, поливала да приговаривала:

Ты, капуста, родись

И бела, и спела,

И бела, и спела,

И со тыном ровна.

Вот она какая выросла (достает из корзины вилок капусты). Знаете ли вы загадки про капусту?

1-й ребенок. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

2-й ребенок. Стоит старушка на грядке, вся в сорока заплатках.

Хозяйка. В народе говорят "Хлеб да капуста голод не подпустят", "Есть хлеб да капуста - на столе не пусто". Капуста не только вкусна, но и полезна. Не зря говорят "Капусту любить - про хвори забыть" - и накормит капуста, и вылечит.

В старину осенью девицы ходили с песнями по домам, помогали хозяевам капусту солить. Может быть, вы мне поможете?

Bxодит взрослый в костюме Огородного пугала.

Огородное пугало.

Здравствуйте, люди добрые! Вижу, не узнаете меня.

На малину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода -

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке,

С бородою из мочалки.

(К. Чуковский.)

Я - Огородное пугало. Услышал ваши загадки про капусту и решил принести вам тс без чего капусту не солят.

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Морковь.)

Меня одну не едят,

А без меня есть не хотят. (Соль.)

Дети отгадывают загадки. Огородное пугало достает из корзины и отдает _• морковь и соль.

Хозяйка подводит детей к столам, где приготовлено оборудование для засолки капусты. Дети моют руки, приступают к работе: шинкуют капусту, трут на тёрке морковь, смешивают их, пересыпают сольем мнут.

Хозяйка. У каждой хозяйки есть свой секрет засолки капусты. Чтобы квашеная капуста стала вкуснее и полезнее, в нее можно добавить ягоды брусники или клюквы, листики яблок или свекольный сок. (Дети добавляют ягоды, перекладывают готовую капусту в банки. )

Постоит капуста два-три дня, и можно ее лакомиться.

Огородное пугало. Кончил дело – гуляй смело.

Проводится игра "Капуста". Дети берутся за руки. Водящий ведет всех за собой, закручивая хоровод в спираль – «завивает капусту".

После того как "капуста завита", выходит девочка в шапочке капусты, берет за руку ребенка, стоящего в хороводе последним, и начинает "развивать капусту" - ведет хоровод в обратном направлении.

По окончании игры Хозяйка благодарит детей и угощает всех пирогом с капустой. .

Публикации по теме:

Презентация праздника «Яблочный спас — 2012»Презентация праздника «Яблочный спас — 2012» 20 августа в нашем детском саду прошел праздник "Яблочный спас" Цели проведения праздника: формировать чувство причастности к истории.

Тематическая неделя «Октябрь пахнет капустой!»Тематическая неделя «Октябрь пахнет капустой!» Капусту называют «первой барыней» на огороде осенью. Наши предки знали толк в целебных свойствах капусты. Да и в наше время капуста любимой.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Фрукты и ягоды
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Хлеб да капуста голод не подпустят. Досуг.
Опубликовано: 2 декабря 2012 в 14:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...