«Хлеб святой. Хлеб — это жизнь». Конспект открытого занятия в средней группе

надежда кубышкина
«Хлеб святой. Хлеб — это жизнь». Конспект открытого занятия в средней группе

Программное содержание:

1. Познакомить детей с житием святых Февронии и Петра Муромских.

2. Обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе его выращивания, многообразии хлебобулочных изделий.

3. Расширять знания детей о злаковых культурах.

4. Обогащать словарь, учить детей преобразовывать существительные прилагательные (гречка – гречневая и др.)

5. Воспитывать у детей бережное, благоговейное отношение к хлебу и уважение к людям труда.

6. Поддерживать интерес к традициям русского народа. Желание сохранять и продолжать эти традиции.

7. Развивать умение детей определять на вкус хлебобулочные изделия.

Оборудование: вырезанные из бумаги колоски с вопросами, блюдечки с разными крупами, фото святых, поднос с кусочками различных хлебных изделий.

Ход занятия:

I. Беседа

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (осень)

Осень щедра богатыми дарами – урожаем фруктов, овощей, а главное - зерна, из которого пекут хлеб.

Сегодня мы с вами и поговорим о хлебе и узнаем, почему русский народ всегда относился к хлебу с уважением и трепетом, почитал хлеб, как дар Божий и богатство.

Наши дети приготовили стихотворения о хлебе.

Вот, он – хлебушко душистый.

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нём – здоровье, наша сила.

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ребята, посмотрите, вот колоски, в них и созревают хлебные зёрнышки. (рассматриваем колоски).

А на доске у нас вот такие колоски (вырезанные из бумаги, с вопросами). В каждом зёрнышке спрятан вопрос. Сейчас мы постараемся ответить на них.

(Дети по очереди снимают зёрнышки, воспитатель читает).

1. Почему в старину говорили: «Пшеница кормит по выбору, а рожь всех сплошь?» (Пшеница более дорогая)

2. Почему на Руси всегда считалось большим грехом бросить на землю или на пол кусок хлеба, уронить и не поднять даже крошку (Хлеб – самый ценный продукт, дан Богом, люди вкладывают много труда, чтобы вырастить.)

3. Какой хлеб на Руси назывался «голодным?» (Чёрный, ржаной)

4. Какой хлеб назывался «боярским?» (Сдобный белый хлеб с добавлением сливочного масла, сметаны)

5. Почему в народе говорят:»Клада не ищи, а землю паши - и найдёшь?» (Хлеб сравнивают с богатством)

6. Почему в народе говорили:»Кто весной не сеет, тот осенью жалеет?» (не будет хлеба).

А что-же спрятано во втором колоске? (Загадки с коллективным ответом).

1. Поле дружно колосится.

Даст нам хлебушек (пшеница)

2. Чёрный хлебушек хорош!

Нам его подарит (рожь)

3. На коровьем молоке

Сварим кашу мы в горшке

Она сытная, густая,

А по цвету – золотая. (Пшённая каша)

4. Золотистое зерно

Называется (пшено)

5. Тот, кто эту кашу ест,

Вырастает силачом.

Все болезни нипочём

Если любишь (геркулес)

6. Испечёт нам бабушка

Вкусные оладушки.

Сварит в русской печке

Кашу нам из (гречки)

(Рассматриваем виды зерна, дети говорят какую кашу варят)

II. Физминутка «Растим хлеб» (Дети идут по кругу, проговаривая слова, делая движения)

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

(Дети садятся на стульчики)

III. А сейчас я расскажу вам о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.

Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню: Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою, словно голодная!»

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою, князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.

Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо: Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.

С тех пор хлеб считают святым, данный богом.

В те давние времена хлеб был белый, да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий. И сейчас мы отправляемся в магазин, будем отгадывать хлебобулочные изделия по вкусу.

IV. Игра «Угадай по вкусу» (на подносе различные кусочки хлебных изделий, дети с закрытыми глазами отгадывают, что это за изделие.)

V. С тех пор, как хлеб появился на столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки.

Дети, какие пословицы о хлебе знаете вы?

-Бог на стене, хлеб на столе

-Что посеешь, то и пожнешь.

-Труд – отец, а земля – мать.

-Хлеб да вода – богатырская еда.

Народная мудрость гласит: «Если ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал»

VI. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?. А что мы должны запомнить? Хлеб – святой, хлеб – это жизнь. Без хлеба жизнь не мила. А еще невозможно жить без дружбы, любви и душевной теплоты.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поделимся теплотой своей души. (Раздаю, вырезанные из бумаги сердечки, дети говорят пожелания).

-Я хочу, чтобы светило солнце

-Я хочу, чтобы все люди были добрыми

-Я хочу, чтобы люди не знали горя

-Я хочу, чтобы смеялись дети

-Я хочу, чтобы у всех детей были папы и мамы

-Я хочу, чтобы цвели цветы

-Я хочу, чтобы пели птицы

-Я хочу, чтобы всегда был хлеб на столе и мир на земле.

А теперь подарите частичку своей души, своего сердечка нашим гостям.

(дети дарят сердечки под музыку «Хлеб - всему голова»

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Активное участие принимали родители в проекте "Хлеб всему голова": были проведены встреч и с мамами, папами, профессии которых связанны.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Сюжетные картинки
  • Птицы
Автор публикации:
«Хлеб святой. Хлеб — это жизнь». Конспект открытого занятия в средней группе
Опубликовано: 30 марта 2013 в 13:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....