Хлеб — всему голова

Корниенко Елена
Хлеб — всему голова

Хлеб- всему голова.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба, которые использовались древними славянами:борона, соха,серп, жернова;сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа.

Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе.

Ход занятия.

Воспитатель.

Велика и необъятна вся российская страна

Урожаями богаты наши нивы и поля.

У народа есть слова- хлеб всей жизни голова!

Славится он первым на земле, славится он первым на столе.

А знаете чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное- работой пахнет хлеб!

Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет,

Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель. (поднимает хлеб)

Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно,как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Кузя.

Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Воспитатель.

Как тебе, Кузя,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Кузя.

Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

Воспитатель.

Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь оказывается.

Давайте, ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну, тогда будь внимателен.

Воспитатель.

В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная:овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится. вы о нём узнаете, отгадав загадку.

Всем нужен, но не всякий сделает. (хлеб)

К хлебу всегда было особое уважение, т. к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда.

Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами.

Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами:

Падай, падай, белый снег! Хвати, хватит всем на всех,

Падай, падай на село, на гусиное крыло!

Поле белым укрывай—будет летом урожай!

Как только наступала весна, плугом пахали землю,сеяли зёрна и обращались к солнцу.

Ну –ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,

Чтобы золотистый вырос урожай!

Бывало, зачастую, что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику.

Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай,

Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница,

И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод!

Я предлагаю показать Кузе какие хороводы водили наши предки.

Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём».

Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением.

Согнут в дугу- летом в лугу, зимой на крюку.

Правильно –это серп. Дальше обмолот и размол муки.

Кто помнит какие хлебные изделия выпекают из муки?

Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу

Богатырь-муковоз на завод муку повёз

От завода-автомата льётся тёплый, свежий запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки,

Куличи да калачи, сладкие коврижки

А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные!

Мы не сразу их съедим. Пусть остынут-поглядим!

Я предлагаю поиграть в игру которая назывеся»Кто быстрее найдёт свой калач».

Куда везут муку с мельницы? Кто помнит как выпекают хлеб и где? Как назывют людей. Работающих на пекарне?

Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай.

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.

- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Входит работница пекарни с караваем.

Вот он хлебушко душистый, с хрустской корочкой витой,

Вот, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле!

С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки.

Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил!

Воспитатель.

Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?

Кузя.

Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Дети.

Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.

Труд –его имя.

Мир –его отчество.

И для народа он самый родной!

Кузя прощается. Желает всего хорошего.

Воспитатель.

Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете Кузя будет плохо обращаться с хлебом?

А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?

А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.

Публикации по теме:

Хлеб-всему голова!Хлеб-всему голова! Конспект занятия (для детей среднего возраста с элементами экспериментирования). «Хлеб – всему голова!» Оборудование: колоски пшеницы,ступа.

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб»Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб» Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб».Программное содержание: уточнить и закрепить представление детей о выращивании.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Хлеб — всему голова
Опубликовано: 7 апреля 2012 в 11:29
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...