МААМ-картинки

Хлеб — всему голова

Корниенко Елена
Хлеб — всему голова

Хлеб- всему голова.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба. Познакомить с орудиями труда для выращивания хлеба, которые использовались древними славянами :борона, соха,серп, жернова;сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов. Воспитывать уважение к нелёгкому труду хлеборобов. Бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа.

Проращивание зёрен пшеницы. Разучивание пословиц, поговорок, стихов, песен, закличек о хлебе.

Ход занятия.

Воспитатель.

Публикация «Хлеб — всему голова» размещена в разделах

Велика и необъятна вся российская страна

Урожаями богаты наши нивы и поля.

У народа есть слова- хлеб всей жизни голова!

Славится он первым на земле, славится он первым на столе.

А знаете чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное- работой пахнет хлеб!

Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет,

Им спасибо «говорим»., и за хлеб благодарим.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель. (поднимает хлеб)

Кузя, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно,как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Кузя.

Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Воспитатель.

Как тебе, Кузя,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Кузя.

Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

Воспитатель.

Ты, Кузя, не прав и многого не знаешь оказывается.

Давайте, ребята, Кузе расскажем о том, что хлеб – это самый дорогой продукт, о том как тяжело его вырастить. О том, как выращивали и пекли хлеб наши предки и как выращивают и выпекают хлеб в настоящее время. Кузя, ты готов нас послушать и посмотреть? Ну, тогда будь внимателен.

Воспитатель.

В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная:овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится. вы о нём узнаете, отгадав загадку.

Всем нужен, но не всякий сделает. (хлеб)

К хлебу всегда было особое уважение, т. к. хлеб- это результат долгого и тяжёлого труда.

Наши предки много работали на земле и все процессы были ручными. Лошадь тащила плуг, а пахарь держал плуг, а потом борону. Когда приходило время сеять зерно, люди вручную разбрасывали зёрна по полю из кузовков. Комбайнов не было и земледельцы серпами жали пшеницу. Не было и автоматических молотилок- поэтому зерно выколачивали из колосьев цепами.

Сушили в специальных хлевах. На выращивание и обработку урожая уходило очень много времени и сил. Наши предки ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю и обращались к нему со словами:

Падай, падай, белый снег! Хвати, хватит всем на всех,

Падай, падай на село, на гусиное крыло!

Поле белым укрывай—будет летом урожай!

Как только наступала весна, плугом пахали землю,сеяли зёрна и обращались к солнцу.

Ну –ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,

Чтобы золотистый вырос урожай!

Бывало, зачастую, что лето выдавалось засушливое и тогда крестьяне обращались к дождику.

Дождик, дождик, поливай, будет славный урожай,

Долгий лён, зелёный хмель, будет белая пшеница,

И в амбар пшено катиться, и весёлый хоровод красных девиц хоровод!

Я предлагаю показать Кузе какие хороводы водили наши предки.

Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём».

Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья специальным приспособлением.

Согнут в дугу- летом в лугу, зимой на крюку.

Правильно –это серп. Дальше обмолот и размол муки.

Кто помнит какие хлебные изделия выпекают из муки?

Но шло время, менялись приспособления для выращивания хлеба. В настоящее время на полях работают сильные и умные машины. Чем пашут землю? Чем боронуют? Чем засевают огромные поля? Как убирают хлеб на полях в настоящее время? Как обмолачивается зерно? Где из зерна делают муку? Едет хлеб на мельницу, мельницу- чудесницу

Богатырь-муковоз на завод муку повёз

От завода-автомата льётся тёплый, свежий запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки, да ватрушки,

Куличи да калачи, сладкие коврижки

А вот и пряники печатные- до чего ж нарядные!

Мы не сразу их съедим. Пусть остынут-поглядим!

Я предлагаю поиграть в игру которая назывеся»Кто быстрее найдёт свой калач».

Куда везут муку с мельницы? Кто помнит как выпекают хлеб и где? Как назывют людей. Работающих на пекарне?

Кузя мы хотим рассказать одну историю. Послушай.

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И, на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.

- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода,не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Входит работница пекарни с караваем.

Вот он хлебушко душистый, с хрустской корочкой витой,

Вот, тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле!

С огурцами ли с картошкой, нужно хлеб съедать до крошки.

Потому, что много сил тратил тот, кто хлеб растил!

Воспитатель.

Кузя, теперь ты понял как трудно выращивать и выпекать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб по улице?

Кузя.

Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он останется после обеда?

Дети.

Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.

Труд –его имя.

Мир –его отчество.

И для народа он самый родной!

Кузя прощается. Желает всего хорошего.

Воспитатель.

Вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Кому мы рассказывали о хлебе? Почему мы Кузе так много рассказали? Как вы думаете Кузя будет плохо обращаться с хлебом?

А что вам запомнилось из нашего занятия? Какой вывод мы должны сделать?

А теперь я предлагаю нарисовать рисунки про хлеб и отправить Кузе, чтобы он не забыл что такое хлеб и как его надо беречь.

Публикации по теме:

Хлеб-всему голова!Хлеб-всему голова! Конспект занятия (для детей среднего возраста с элементами экспериментирования). «Хлеб – всему голова!» Оборудование: колоски пшеницы,ступа.

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб»Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб» Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Хлеб».Программное содержание: уточнить и закрепить представление детей о выращивании.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Хлеб — всему голова
Опубликовано: 7 апреля 2012 в 11:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД