МААМ-картинки

Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка

Надежда Батищева
Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка

Тема над которой я работаю "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребёнка", является одной из главных задач в становлении личности ребёнка. В настоящее время, когда средства массовой информации заполонили иностранными фильмами,мультфильмами,передачами в искажённом,жестком виде, а книга отошла на задний план, наша задача педагогов вернуть детям добрые, гуманные произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Сейчас часто задают вопрос, вытесняет ли книгу, средства массовой информации?

Публикация «Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка» размещена в разделах

Да как они могут вытеснить книгу? Книгу ничто не в состоянии вытеснить!"Вначале было слово"-так начинается "Евангелие от Иоанне".И было слово, и будет оно пребывать и никуда оно деться не может, не смотря ни на какие времена. Книгу ничто не в состоянии вытеснить, художественная литература открывает ребёнку удивительно прекрасный и разнообразный мир. Книга помогает заложить в душе первые ростки человеколюбия и гуманизм ко всему живому.

Ребенок учится понимать доброе и злое. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру желаний совершать хорошие поступки,чувствовать радость за них.

Когда я читаю детям сказку они переживают и сопереживают с героями той или иной сказки. Учу детей быть добрыми,защищать слабых,маленьких, помогать бездомным животным. Читая сказки,рассказы, стихи. Я пытаюсь у детей гуманные чувства на конкретных примерах: формирую представление о доброте,честности,справедливости, дружбе.

Учу детей считаться с мнением и интересами других, помогать товарищам. Справедливо разрешать споры и конфликты.

Я читаю сказку, рассказ и на конкретных примерах учу оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Какие же задачи должны решаться при ознакомлении с художественными произведениями :

-Показать детям отличительные особенности сказки и стиха: юмористического и героического повествования.

-Научить слушать и слышать воспитателя, высказывания товарищей по поводу прочитанного.

-При пересказе связывать все события сюжета и логично излагать.

-Определять эмоциональное состояние персонажей и мотивировать свое отношение кним.

-Замечать выразительность художественной речи.

-Делиться впечатлениями о прочитанном.

Успех во многом зависит от подготовки детей к нему. Для расширения знаний связанных с содержанием, надо использовать разнообразные средства :

Наблюдение,рассматривание картин, обеспечит наглядным демонстрационным материалом, использовать фигурки зверей, иллюстрации книг, игрушки.

Восприятие художественных произведений- процесс глубоко индивидуален. Не все дети одинаково проявляют свои чувства. У каждого ребенка свой темп усвоения знаний, уровень развития учебной деятельности.

Всё это требует от воспитателя правильного подхода :

Одних надо побуждать к ответу, других сдерживать.

Через художественную литературу расширяю знания ребёнка о человеке. эти знания детализируют и вместе с тем систематизируются: человек и результат его труда. Человек и растительный мир, человек и животный мир.

Стихотворения, песенки, рассказы, сказки помогают ребёнку накопить представления о животном мире. Ребёнок учится понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие о братьях наших меньших.

Дети расстраиваются слушая произведения в котором говорится о животных попавших в беду, но я считаю,что для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны.

Я хотела бы особенно остановиться на сказках. Сказки детям очень понятны потому что их герои животные, насекомые разговаривают как люди.

Что бы не происходило в сказках, всё заканчивается хорошо, победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищенность.

Русская сказка с её богатством красочного описания,с яркой характеристикой персонажей раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека.

После чтения я задаю детям ряд вопросов:

1. О чём эта сказка?

2. Кто из героев вам больше всего понравился?

3. Почему герои совершали те или иные поступки?

Основной принцип постановки вопросов: Что происходит в сказке, почему?

Решение такого типа сказочных задач помогает понимать детям мотивы поступков.

Но в отличие от взрослого читателя ребёнок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга раскрывает перед ним много неизвестного, ему сложно разобраться во всём. задача воспитателя после чтения задавать детям правильные вопросы, не отвлекая внимания от главного в произведении. Вопросы должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника вовремя чтения.

Выявить способность детей сравнивать прочитанное. Стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Для дискуссии я отбираю такие произведения, в которых есть конфликтные ситуации.

Добрые человеческие отношения окружающая природа, искусство, поэзия, музыка, живопись – способствуют пробуждению чувств прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественная литература, как средство воспитания нравственных чувств ребёнка
Опубликовано: 10 октября 2013 в 19:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД