МААМ-картинки

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина)

Реутова Алёна
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина)

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. (В. И. Волынкин)

Художественно – эстетическое воспитание – это формирование и развитие художественно – эстетического сознания и активизации его до творческой деятельности [2,17].

Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В, И, Волынкина)» размещена в разделах

Содержание художественно – эстетического воспитания – это целенаправленный педагогический процесс формирования и развития в личности художественно – эстетического отношения к действительности и художественно – эстетической деятельности. [2,18]

1. Содержание художественно – эстетического воспитания.

Главные задачи художественно – эстетического воспитания и образования в дошкольном учреждении – обучающие, воспитательные и развивающие: освоение необходимой совокупности эстетических представлений, знаний и формирование компонентов художественно – эстетического сознания и культуры как качества личности, создание условий для развития художественно – эстетических потребностей детей. [2,25]

Функции процесса художественно – эстетического воспитания и образования:

- развитие эстетических чувств и способности чувственно воспринимать и переживать предметы окружающего мира (эмоциональный мир ребёнка);

- развитие художественно – эстетического сознания и мировосприятия (художественно – эстетической мыследеятельности и чувстводеятельности);

- развитие основ художественно – эстетических потребностей детей;

- освоение моделей культурных операций или действий по отношению к художественно – эстетическим объектам, социальным и природным, передаче знаний, ценностных ориентаций традиционного и актуального характера;

- активизация творческого отношения к миру, к себе лично, к деятельности у формирующейся личности; наиболее важно для развития культуры личности сохранять преемственность при переходе от одного этапа к другому;

- накопление опыта творческой деятельности в любой сфере деятельности.

Принципиальные ориентиры для педагога:

- диалектичность и историчность в подходе к эстетическим и художественным явлениям, связь объективного и его отражения человеком;

- взаимосвязь формы и содержания в восприятии, оценке, познании художественно – эстетических явлений, положений гуманистической и художествен-ной педагогики;

- развивающийся познавательный и художественно – эстетический потенциал личности ребёнка как цель процесса обучения и воспитания, направленно-го на развитие творческой активности каждого ребёнка как цель процесса обучения и воспитания, направленного на развитие творческой активности каждого ребёнка, его личной вовлечённости в художественно – эстетическое освоение и созидание и накопление на этой основе опыта и способов художественно – эстетической деятельности, жизненных ценностей;

- понимание значения и функций художественно – эстетического сознания и развития его как механизма художественно – эстетической мыследеятельности, чувстводеятельности, соотношения культуры и человека;

- передача необходимых понятий, умений операционного порядка, навыков идеальных и материальных действий с художественно – эстетическими объектами;

- обращение ко всему эстетическому опыту человечества, в особенности национальному – в искусстве, жизни; внимание к самостоятельным первым творческим поискам ребёнка в освоении эстетики жизни.

Стремление к красоте, желание постичь прекрасное, свойственно каждому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети самых малых лет тянутся к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой или цветом. С этого и начинается художественно-эстетическое воспитание ребёнка – с первой игрушки, с первого цвета, с первой формы… Среди многих задач, которые ставит перед собой воспитатель, стоит немаловажная задача привить детям чувство прекрасного и понимания красоты.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Ведущая педагогическая идея в работе с дошкольниками – физическая, психологически, педагогически подготовить к школьному обучению. При этом А. С. Белкин выделяет основные направления педагогической деятельности при организации работы с дошкольниками:

• Организация игровой деятельности

• Помощь семьи в организации полноценного общения

• Формирование разумных материальных потребностей

• Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников

• Художественно – эстетическое развитие детей [1,145]

При художественно – эстетическом восприятии действительности или произведений искусства прежде задействуется эмоциональная сторона человека, и развитие эмоционально – чувственного мира ребёнка – первейшая задача воспитателей: чем шире и богаче эмоциональный мир ребёнка, тем больший круг явлений действительности он может «узнать и описать» с помощью своих чувств, сделав их своим достоянием…

Художественно – эстетическое воспитание в дошкольном учреждении – важнейшая сторона процесса воспитания растущего человека, «закладка фундамента» его мировоззрения, как отношения к миру, его мыследеятельности и чувстводеятельности, нацеленности его на привнесение красивого и доброго в свою жизнь. В этих целях воспитатели, педагоги должны использовать все источники художественно – эстетического воспитания детей.

Красота природы.

Живая и неживая природа живёт и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребёнку в процессе познания, тру-да, творчества: особенности красоты родной природы; красота природных пейзажей, восходов и закатов, звёздного неба, разных времён года, эстетическое в животном мире.

Красота общения.

Общение дошкольников – общение непосредственное, искреннее, в основном дружелюбное. Педагогическая задача – сохранить такие отношения и укрепить их.

В этом возрасте педагог играет основную роль. По замечанию Л. С. Выготского взрослый составляет для детей «психологический центр ситуации». Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребёнка со внешней средой осуществляется через взрослого. Ближе к школе ребёнок понимает и ценит одобрение и расположение товарищей, дружеские отношения. Дети больше прислушиваются к мнению сверстников, так как общение со сверстниками наиболее полно отвечает духовным потребностям ребёнка.

Красота труда.

Конечный результат человеческих усилий – продукт нашего труда – непосредственно отражает всю глубину или поверхность, всю простоту и сложность эстетических представлений человека, отражает его идеал красоты. Красота труда определяется и чисто физическим удовольствием от процесса труда, которое сходно с наслаждением танцем, спортом, пантомимой, любым гармоничным ритмическим движением.

Красота быта.

К быту мы относим условия, в которых живём, вещи, которые носим и которыми пользуемся. Значит, в самом узком смысле красота бытия – это красота вещей, нас окружающих, красота их организации, красота отношения к вещам. Любая бытовая вещь производится с учётом её полезности и красоты.

Социальная среда.

Процесс становления и развития личности есть процесс таких взаимоотношений с социальной средой, при которых человек не только усваивает социальный опыт, но и воздействует на среду, применяя усвоенный опыт в практической деятельности, в общении с другими людьми. Среди множества факторов социальной среды, которые так или иначе оказывают влияние на художественное сознание ребёнка, выделяются большой социальной значимостью, долговременным и устойчивым воздействием семья, дошкольное учреждение, школа, культурно – просветительные учреждения, радио и телевидение. Сейчас в это мощно вмешивается компьютер и сеть Интернет. [2,171]

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественно-эстетического развития ребёнка воспитателю, педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом разнообразные формы и виды детских занятий и развлечений. Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Если создать для детей благоприятные условия, то можно рассчитывать, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт художественно-эстетической деятельности. Так как задача воспитания и обучения создать условия для самореализации личности через создание соответствующей уместной и благоприятной воспитательной ситуации и способы деятельности, показываемые ребёнку. Для того, чтобы уместно и результативно организовать работу по художественно-эстетическому воспитанию с детьми, необходимо чётко определить её примерное содержание и требования для детей каждой возрастной группы. Также оно должно ориентироваться на формирование и развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного, эстетического отношения к жизни.

В детском саду наиболее употребительные виды искусства:

• изобразительное искусство,

• музыкальное искусство,

• театрализованная деятельность,

• литература.

Взаимодействие с искусством имеет большой психолого – педагогический потенциал и здесь возникает проблема: научить «видеть» и «слышать» искусство, «разбудить» творческий потенциал личности, то есть развить художественную потребность, как способность «видеть» и «слышать», которая и «откроет» человеку окно в мир человека и человечности…

Все виды искусства помогают ребёнку осваивать окружающий мир. Однако образные средства и литературы, и музыки, и хореографии в гораздо меньшей степени доступны ему для самостоятельной творческой передачи своих переживаний, мыслей. Во всяком случае, дети не могут их использовать с такой же непосредственностью, как изобразительные средства.

Основа изобразительного искусства – изображение предметного мира в его чувственной форме. Специфической особенностью художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством является развитие у них на этих занятиях способностей эстетического восприятия действительности. Основной задачей занятий изобрази-тельным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей.

Приёмы формирования художественного восприятия многообразны, наиболее характерны:

1. беседы об искусстве;

2. рассматривание;

3. скульптуры;

4. игровые ситуации, в которых дети представляют (изображают) и «узнают» разные по художественной выразительности образы;

5. комплексирование искусств в одном занятии.

Ознакомление детей с различными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, пластика, декоративно-прикладное искусство) создают условия для развития художественного творчества детей. [2,277]

Среди задач, стоящих перед занятиями изобразительным искусством, необходимо выделить следующие:

- приохотить детей к занятиям рисованием другими видами изобразительного искусства;

- применение интересных и разнообразных форм работы, разных художественных материалов, новых приёмов технического исполнения;

- формирование и развитие у детей взаимосвязи между наблюдением и изобразительным движением, умелости рук, послушности их зрительного представления; постепенное подведение ребёнка к передаче пространственных явлений в изображаемом объекте.

Одной из основных задач музыкального воспитания детей является формирование интереса к музыке, такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой, к пониманию её жизненного содержания. Для развития музыкального восприятия детей – основы музыкального воспитания – надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.

Музыкальная деятельность детей дошкольного возраста складывается из:

• слушание – восприятия;

• исполнения (пение, музыкально-ритмическая деятельность);

• музицирования на детских элементарных музыкальных инструментах.

Слушание – восприятие – это сложный процесс постижения музыки. В нём «участвуют» сенсорные ощущения музыки, предшествующий музыкальный опыт, живые ассоциации.

Музыкальное восприятие обладает определёнными свойствами:

- эмоциональность;

- целостность, образность;

- осмысленность;

- ассоциативность.

Музыка может вызвать у слушателя разнообразные эмоциональны, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чём-то уже пережитом.

Певческая деятельность. Исполнение ярких, образных песен приносит детям ни с чем несравнимую радость. При правильно поставленной работе у детей к старшему возрасту могут быть сформированы вокальные и хоровые навыки. Овладение этими навыками помогает детям исполнять песни увлечённо и без ошибок. Одним из ведущих вопросов певческой деятельности дошкольников – формирование песенного творчества.

Музыкально-ритмическая деятельность детей необходима в музыкальном развитии детей, так как близка к природе ребёнка. Содержание музыки, её характер, художественные образы передаются в движении. Основной является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, художественно-образные движения помогают её глубокому восприятию и осмыслению.

Ещё одно важное направление в музыкальном воспитании детей – приобщение к игре на элементарных детских музыкальных инструментах. Необходимо развивать интерес детей к музицированию на детских инструментах, познакомить их музыкальными инструментами, стимулировать приёмы образной игры на музыкальных инструментах, учить исполнению песен, творческих импровизаций на инструментах различного происхождения: народных, инструментах детского оркестра [2,308]

Художественная литература как «искусство слова»,

- один из видов искусства, заключающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Словесный материал в зависимости от способов организации делят на две разновидности художественной литературы:

- проза;

- поэзия.

В художественной литературе слово порождает художественный образ, то есть живую картину действительности, в которой перед читателями оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой – это воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно творческих способностей детей. Дети воспринимают действительность образно. Главная задача литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, оснащённым знаниями закономерностей окружающего мира, то есть воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя. Ребёнок с развитым и творческим восприятие подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определённые нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определённых чертах его мировоззрения. Уже в детском саду надо познакомить с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, когда воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть. При-обретая навыки выразительной речи, ребёнок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога.

Планируя работу по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами литературы и через неё и на основе её работы по развитию речи детей, воспитанию, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средствам, исполнению. Воспитание и обучение посредством художественных произведений требует применений разнообразных методов, которые должны быть направлены не только на обогащение детей знаниями об окружающем мире, но также на развитие их отношения к полученным знаниям, на воспитание эмоций. [2,323]

При этом среди основных методов можно выделить такие, как:

- чтение и рассказывание детям;

- пересказ и рассказывание детям;

- выразительное чтение наизусть;

- развитие выразительности и образности речи.

Чтение – это целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой, способствующее развитию их творческих проявлений, самостоятельности их речевых действий, суждений. [2,324]

Театр

– вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемое актёрами перед зрителями. Искусство театра – форма общественного сознания, средства художественного познания и воспитания. Для дошкольников (особенно старших групп) должны быть созданы условия для массового целенаправленного приобщения к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для художественно-эстетического развития, последующего систематического художественно-эстетического образования.

В детском саду можно использовать все виды театра, и, как показывает практика, дети не только с удовольствием смотрят спектакли, но и охотно участвуют в театральной деятельности, выбирая себе театр по вкусу, по душе. Среди видов театра, которые с успехом можно использовать в детском саду вне зависимости от возраста, можно назвать следующие:

- кукольный театр;

- теневой театр;

- игровой (драматический) театр;

- пальчиковый театр.

Театральное искусство близко и понятно детям уже по тому, что в основе театра лежит игра, а дошкольники очень любят играть, ведь это их основная деятельность.

При этом театр может выполнять следующие функции:

- педагогическую (воспитательную)

- коммуникативную

- психотерапевтическую

- регулятивную. [2,343]

Организация театральной игровой деятельности в дошкольном учреждении имеет целью через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Таким образом, в процессе художественно-эстетического воспитания старших дошкольников средствами театра решаются следующие задачи:

- воспитание положительного эмоционального отношения к театру как к виду искусства;

- формирование и развитие общих представлений о театре и его специфике;

- понимание специфики актёрского искусства при создании театрального художественного образа;

- овладение языком театрального искусства;

- вовлечение в художественно-творческую деятельность на основе драматизации;

- знакомство детей с различными видами театра и вовлечение их в активную деятельность этих видов;

- знакомство детей с театром с учётом специфики возраста

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, был готов к любому «превращению», то есть сам владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Список литературы

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

2. Волынкин В. И. Художественно – эстеитическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие /В. И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы)Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Сообщение (из опыта работы) «Художественно-эстетическое развитие дошкольников.» Сообщение (из опыта работы) «Развитие детского художественного творчества» «Рисунок.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольникаХудожественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольника Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

«Якутские узоры». Художественно-эстетическое развитие дошкольников В современное время гармоническое развитие личности невозможно без эстетического чувства, которое включает емкие многогранные понятия. Воспитание.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОСХудожественно-эстетическое развитие предполагает.

Художественно-эстетическое воспитание. Аппликация «Бусы повесили встали в хоровод» (средняя группа)Художественно-эстетическое воспитание. Аппликация «Бусы повесили встали в хоровод» (средняя группа) Аппликация «Бусы на Новогоднюю елку» (средняя группа). Задачи: Закреплять знания детей о круглой, овальной и треугольной форме. Цель:.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим.

План по самообразованию на 2015–2018 учебные годы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального.

План саморазвития «Развитие коллективных творческих способностей у дошкольников через художественно-эстетическое воспитание» План-программа профессионального саморазвития педагога на 2013-2016 учебный год Тема: «Развитие коллективных творческих способностей у детей.

План самообразования «Художественно-эстетическое развитие детей на основе национально-регионального компонента»План самообразования «Художественно-эстетическое развитие детей на основе национально-регионального компонента» IMG]/upload/blogs/detsad-1046120-1488479426.jpg[/IMG] оформление групповой комнаты кибитки и четыре вида животных куклы в национальных.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольников. Преобрести в раннем детстве - эстетическое воспитание – означает на всю жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина)
Опубликовано: 12 марта 2017 в 12:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД