Лучший педагог года

Игра как фактор развития диалога

Анна Терентьева
Игра как фактор развития диалога

Игра, как фактор развития диалога

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими. Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи». В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи, а многие методические пособия ориентируют педагогов на обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них.

Публикация «Игра как фактор развития диалога» размещена в разделах

Анализ литературы между тем показывает: структура диалога наряду с распространенной диалогической парой вопрос-ответ включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение (информирование, утверждение, выражение отношения к сообщению, побуждение (просьба, предложение, приказание, реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения).

Их функции в диалоге совершенно иные, чем у вопросов и ответов. Овладеть этими функциями для ребенка не менее важно, чем научиться спрашивать и отвечать на вопросы.

Можно сказать, что овладение диалогической речью предполагает усвоение совокупности речевых и поведенческих умений, а именно:

умения понимать различные обращения (вопросы, сообщения, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения;

умения вступать в диалог с окружающими различными способами: четко и ясно ставить вопросы, сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями, вежливо высказывать просьбы, советы, приглашения и. т. п. ;

умения придерживаться культуры диалога.

Наблюдения за нашими детьми показывают недостаточно высокий уровень развития вышеназванных диалогических умений. При наличии желания общаться имеются недостатки в использовании как инициативных, так и ответных реплик, причем наименее усвоенными являются именно ответные реплики. Например, дети сообщали друг другу о событиях своей жизни, о своих намерениях, размышлениях, но вместо реакции на свои сообщения получали в ответ сообщения собеседников. Вот пример обмена репликами рисующих детей: «Смотри, смотри, Егор, у меня вместо машины лесенка получилась, такая, как для спортсменов, когда им медали дают». – Это у меня робот. У него пистолет. Он будет охранником». Конечно, дети слышат друг друга, обмениваются высказываниями, но тематически не связывают реплики между собой. Из-за выраженного стремления высказаться, поделиться своими мыслями, своей информацией практически никогда не соблюдалось такое правило, как поддерживание темы разговора, связывание своего высказывания с инициативной репликой собеседника, что является обязательным для истинного диалога, потому что степень сформированности диалога проявляется прежде всего в тематической взаимосвязи реплик.

Следовательно, в связи с этим особое внимание мы стали уделять работе по развитию умения использовать в общении реплики из других диалогических пар.

Кроме того, в качестве основных методов развития диалогической речи мы используем разговоры и беседы с детьми. Общение взрослого с детьми действительно является одним из ведущих факторов развития их речи, поэтому нельзя не согласиться с важностью и универсальностью этих способов развития диалога. Однако, это не исключает необходимости использования игр и игровых приемов, но они в практике развития диалогической речи встречаются редко. Между тем коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в решении данной задачи.

Преимущества игр заключаются в том, что их можно использовать не только на занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей.

В игре трудности преодолеваются легче и без напряжения. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса: исследования педагогов доказали значимость игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей. Выдвигая перед ними содержательные задачи, игра способствует активизации диалогического взаимодействия. Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Чтобы включить различные игры в работу по развитию диалогической речи, необходимо использовать:

тексты литературных произведений для игр –инсценировок и режиссерских игр;

дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами;

дидактические игры, правила которых предусматривают построение диалогов самими детьми.

Особую роль мы отводим художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Вот пример реплики из диалогической пары побуждение-реакция на побуждение:

- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. В других стихотворных текстах заимствуют вежливые формы побуждений.

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Интересными для обыгрывания являются и фольклорные миниатюры. В них раскрывается тонкий юмор, и дети с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений.

Диалогическая пара :

Вопрос-ответ

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень.

- Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Помогаю Петру.

-А Петр что делает?

-Да на печи лежит.

Сообщение-реакция на сообщение

-Уж как сладки гусиные лапки!

- А ты едал?

-Нет, не едал, а мой дядя видал, как наш барин едал.

Побуждение-реакция на побуждение

- Егор-Егор, укажи свой двор!

- А вот мой двор, голубой забор.

-Тит, поди молотить.

-Брюхо болит.

-Тит, поди кисель есть.

-Где моя большая ложка?

Воспроизведение литературных диалогов не только помогает нашим детям осваивать формы диалогических реплик, но и приучает выполнять основные правила диалога : очередность, поддержание и развитие темы разговора.

Не менее важным в дошкольной педагогике является использование таких игр, в которых дошкольники могут сами построить реплики. Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений используются для постепенного перехода от использования готовых реплик к построению своих.

Также наши воспитанники любят вести диалог по телефону, используя игры, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, бабушке. Обыгрывая ситуации, мы знакомим детей с этикетом телефонного разговора, затем дети сами разыгрывают сходные ситуации.

Особая роль отводится словесным играм, поскольку они позволяют нам направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. С помощью этих реплик дети учатся высказывать свою точку зрения, свое суждение, свое мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.

Таким образом, игры для развития диалогической речи рассчитаны на то, чтобы:

1. формировать у детей умение пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросы, сообщения, побуждения) и соответствующими им ответными реакциями, а также умение соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (очередность и тематическое единство реплик);

2. отражать естественную логику формирования речевых умений: восприятие и заимствование образцов диалогических реплик, их использование в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческий перенос усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод, что игра, действительно, является основным фактором развития диалога.

Публикации по теме:

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста Требования к речи педагога: • правильность- соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Игра как социокультурный фактор развития Я Леонова С. Е., учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Консультация для воспитателей «Декоративно-прикладное творчество как фактор развития личности детей» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №227» Консультация для воспитателей Тема: «Декоративно-прикладное творчество, как фактор развития.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования.

Педагогическая реклама для воспитателей «Экологическая сказка как фактор успешного развития экологической культуры» Я рада Вас приветствовать в этот хороший солнечный день. Меня зовут Екатерина Валерьевна и я представляю агенство «Подари природе жизнь».

План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей»План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей» План по самообразованию воспитателя тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Автор публикации:
Игра как фактор развития диалога
Опубликовано: 25 марта 2017 в 10:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД