Игра как средство социальной адаптации дошкольников

Ирина Маньшина
Игра как средство социальной адаптации дошкольников

Цели:

Создание благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума.

Создание модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей разноуровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процессов.

Задачи:

Готовить детей к определенным видам деятельности и социальным ролям.

Разрешать конфликтные ситуации.

Развивать эмоционально-ролевую сферу.

Предупреждать агрессию, страхи, замкнутость, сложности в общении, осуществлять налаживание внутригрупповых отношений.

Игровые методики социальной адаптации дошкольников.

Период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, использую различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего стремлюсь создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки.

Принципы:

Принцип разнообразия игр (подвижные, словесные, хороводные).

Принцип преемственности (традиционности) игр.

Принцип проектирования на интересы и желания детей.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом.

Давайте познакомимся.

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей).

Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

Вариантов может быть множество.

Раздувайся, пузырь!

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и разбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Песочная игротерапия.

В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

- обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

- познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

- проективные (с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации ребенка я использую обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Упражнения с детьми.

Отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко, ежик);

Скользить ладонями по поверхности песка - зигзагообразные и круговые движения, задание - показать, как едет машина, ползет змея, карусель. То же, поставив ладонь ребром;

Шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом – двумя руками одновременно;

«Игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз. (Движется вся кисть);

«Следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т. д.

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

Таким образом, социальная адаптация – процесс приспособления личности ребенка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер.

Во-первых, социальная адаптация детей дошкольного возраста направлена на гармонизацию отношений ребенка с социумом.

Во-вторых, процесс является многогранным и сочетает социальное воздействие с внутренним стремлением к адаптивности.

В-третьих, критериями уровня адаптивности являются следующие показатели:

Коммуникативная включенность;

Эмоциональное самочувствие;

Усвоение нравственных норм (правил поведения) коллектива;

Самореализация.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте в большой мере, чем другие виды деятельности, способствует формированию у детей социально-психологической готовности к сотрудничеству и условий адаптации.

Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание личности в коллективе» Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игра как средство социальной адаптации дошкольников
Опубликовано: 6 января 2014 в 14:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...