Игра как средство социальной адаптации дошкольников.

Наталья Сертакова
Игра как средство социальной адаптации дошкольников.

Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что детерминирует трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много неполных семей, где нарушены поло-ролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, обусловленные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Особое внимание требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот возраст является синзитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я- концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

Но, так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольные учреждения. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми.

В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов дошкольников переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива.

Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива, родителей.

При таком подходе социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей. В рамках этой концепции существенно расширяется представление о развивающем пространстве дошкольного учреждения, изменяются его цели, которые состоят в следующем:

- в создании благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума;

- в создании модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально – педагогической системы, обеспечивающей разно-уровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процесса.

В ходе комплексного исследования, были выделены три фазы социально- адаптивного процесса:

1) острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к физиологическим и психическим расстройствам;

2) под острая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, и дети, наконец, преодолевают в общении и поведении.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация – поведения нормализуется в течение 10 -15 дней, ребёнок адекватно ведёт себя в коллективе;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса;

- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок трудно преодолевает

адаптационные процессы, часто болеет, психически не уравновешен (1)

Далее встаёт вопрос об оценке эффективности адаптации как процесса. Мы предлагаем ориентироваться на следующие показатели – критерии:

-коммуникативная включённость;

- эмоциональное самочувствие;

- усвоение нравственных норм коллектива (правил поведения);

- самореализация.

По каждому критерию мы разработали свои уровни оценки, для того, чтоб можно было установить уровень адаптации ребёнка.

Коммуникативная включённость (уровни)

Недостаточный – когда ребёнок не общается с другими детьми, с воспитателями, отказывается принимать участие в коллективных играх и дети не приглашают его к общению.

Низкий – ребёнок редко общается с другими детьми, с воспитателями, не отказывается принимать участие в коллективных играх, но и не проявляет активности, дети иногда приглашают его к общению.

Достаточный – ребёнок общается с другими детьми, с воспитателями, активно принимает участие в коллективных играх и дети приглашают его к общению.

Эмоциональное самочувствие (уровни)

Плохое – ребёнок часто плачет, жалуется на плохое самочувствие, не хочет посещать детский сад, говорит, что ему скучно, жалуется на детей и воспитателей, говорит, что его не любят.

Среднее – ребёнок плачет редко, иногда жалуется на детей или на воспитателей, не всегда хочет посещать детский сад.

Хорошее – ребёнок обычно весел, активен, с удовольствием посещает детский сад.

Усвоение нравственных норм коллектива (правил поведения) (уровни)

Недостаточный – ребёнок не соблюдает распорядок дня, отрицает правила, не слушает педагога, обижает детей.

Достаточный – ребёнок не всегда соблюдает распорядок дня, признаёт, но не всегда выполняет правила, не всегда слушается педагога, редко обижает детей.

Высокий – ребёнок соблюдает распорядок дня, знает и выполняет правила даже в отсутствии педагога, слушается педагога, не обижает детей.

Самореализация (уровни)

Низкая – ребёнок не участвует в творческом процессе, не проявляет инициативы при выполнении творческих работ.

Средняя – ребёнок не всегда принимает участие в творческом процессе, может только копировать чужие работы и действия.

Высокая – ребёнок всегда принимает участие в творческом процессе, любит придумывать.

Эти критерии мы вывели, так как мне не удалось найти результатов сколько-нибудь масштабных исследований по стране, чтобы сравнить мои исследования по социальной адаптации дошкольников. В таком серьезном издании, как журнал «Социс» за последние 6 лет (с 2000 по 2007 год) эти данные не приводились. Поэтому мы использовали данные, приведённые в журнале «Дошкольное воспитание» № 1 за 2006 год. Однако и там Костина В. Не привела данных по исходному уровню социальной адаптации поступающих в дошкольное учреждение детей, не описала критерии, по которым определяла уровень адаптации.

Характеристика исходного уровня социальной адаптации дошкольников. В качестве экспериментальной выбрана группа детей детского сада МБДОУ «Умка» г. Тамбова, в которой работаем, а контрольной – группу детей соответствующего возраста моего же детского сада.

В экспериментальную группу вошли 24 ребёнка в возрасте 3-4 лет, в контрольную 25 детей такого же возраста.

Для определения уровня адаптации мы пользовались следующими методами: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками, родителями, врачом, психологом, изучение результатов творческой деятельности детей.

Первым этапом стало заполнение документов, которые заполняются комиссией в течение недели с момента поступления ребёнка в детский сад. По этим документам мы имели представление о физическом состоянии каждого ребёнка, раннем развитии, социальном положении его семьи. Эти сведения мы считаем особенно важными, так как они определяют исходную адаптивность ребёнка.

По полученным данным в неполных семьях в экспериментальной группе воспитывается 7 человек, это составляет 30% от общего числа исследованных, 1 человек (4%) воспитывается бабушкой, 1 человек(4%) в опекунской семье. Из остальных семей у двоих детей (9%) один из родителей (отец) постоянно проживает в Москве, так как работает там и имеет возможность встречаться с семьей раз в 1-2 месяца. В одной семье (4%) отец ребёнка страдает алкоголизмом. Таким образом, 51% детей из числа поступивших в экспериментальную группу имеют предпосылки для осложнения адаптационного процесса.

Аналогичная ситуация наблюдается и в контрольной группе. В неполных семьях воспитывается 8 человек, что составляет 32% от общего числа исследованных, 2 человека (8%) воспитывается бабушкой. Из остальных семей у одного ребёнка (4%) один родитель (мать) постоянно проживает в Москве, так как работает там и имеет возможность встречаться с семьей раз 1 -2 месяца. Таким образом, 44% детей, из числа поступивших имеют предпосылки для осложнения адаптационного процесса.

Кроме того, в экспериментальной – 3 (13%, а в контрольной – 2 (8%) ребёнка имеют задержку психического развития.

Абсолютно здоровых детей в экспериментальной группе – 30 %, в контрольной – 40 %. То есть у 70% детей в контрольной группе и у 60% детей в экспериментальной могут возникнуть проблемы с адаптацией по состоянию здоровья. Как показывает практика, именно от 60 до 70% детей при поступлении в детский сад начинают жаловаться на состояние здоровья и чаще болеют, чем до поступления, хотя и режим питания и санитарно- гигиенические нормы в детском саду строго соблюдаются.

Публикации по теме:

Основные формы работы педагога с семьями из группы риска. В своей работе воспитателю приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска,.

Презентация к родительскому собранию. «Моя семья», в 1 мл. гр. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1младшей группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Игра как средство социальной адаптации дошкольников.
Опубликовано: 5 января 2013 в 21:40
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Белоснежная лилия на зелёном листке»
Детский мастер-класс "Белоснежная лилия на зелёном листке" Добрый день, дорогие друзья и гости моей странички. На занятии "Пусть миром правит лишь...
«Это Масленица идёт — блины да мёд несёт!» Элементы украшения к празднику. Мастер-класс
В конце зимы многие россияне отмечают старинный, отдающий теплотой и уютом семейного очага, праздник. Это праздник Масленица - праздник проводов зимы и...
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Праздник «Приключения в стране Светофории».
Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофоре. Задачи: Довести до сознания детей, к чему может привести...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...