Игра как средство социальной адаптации дошкольников.

Наталья Сертакова
Игра как средство социальной адаптации дошкольников.

Сегодня можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что детерминирует трудности в их последующей социализации. Это в значительной степени обусловлено тем, что в большинстве семей ребёнок является единственным, много неполных семей, где нарушены поло-ролевые связи. В то же время в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, обусловленные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Особое внимание требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот возраст является синзитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я- концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

Но, так как семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовки их к дальнейшей социализации ложится на дошкольные учреждения. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми.

В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов дошкольников переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива.

Кроме того, социальное окружение также должно адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Таким образом, в основе технологий социализации дошкольника лежит психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, сверстников, педагогического коллектива, родителей.

При таком подходе социальная адаптация даёт дошкольнику возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих возможностей и способностей. В рамках этой концепции существенно расширяется представление о развивающем пространстве дошкольного учреждения, изменяются его цели, которые состоят в следующем:

- в создании благоприятных условий для личностной самореализации, которая выводит ребёнка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к требованиям социума;

- в создании модели ценностно-ориентированной саморазвивающейся социально – педагогической системы, обеспечивающей разно-уровневую, многопрофильную и общекультурную дифференциацию образовательного и воспитательного процесса.

В ходе комплексного исследования, были выделены три фазы социально- адаптивного процесса:

1) острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к физиологическим и психическим расстройствам;

2) под острая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, и дети, наконец, преодолевают в общении и поведении.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- легкая адаптация – поведения нормализуется в течение 10 -15 дней, ребёнок адекватно ведёт себя в коллективе;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса;

- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок трудно преодолевает

адаптационные процессы, часто болеет, психически не уравновешен (1)

Далее встаёт вопрос об оценке эффективности адаптации как процесса. Мы предлагаем ориентироваться на следующие показатели – критерии:

-коммуникативная включённость;

- эмоциональное самочувствие;

- усвоение нравственных норм коллектива (правил поведения);

- самореализация.

По каждому критерию мы разработали свои уровни оценки, для того, чтоб можно было установить уровень адаптации ребёнка.

Коммуникативная включённость (уровни)

Недостаточный – когда ребёнок не общается с другими детьми, с воспитателями, отказывается принимать участие в коллективных играх и дети не приглашают его к общению.

Низкий – ребёнок редко общается с другими детьми, с воспитателями, не отказывается принимать участие в коллективных играх, но и не проявляет активности, дети иногда приглашают его к общению.

Достаточный – ребёнок общается с другими детьми, с воспитателями, активно принимает участие в коллективных играх и дети приглашают его к общению.

Эмоциональное самочувствие (уровни)

Плохое – ребёнок часто плачет, жалуется на плохое самочувствие, не хочет посещать детский сад, говорит, что ему скучно, жалуется на детей и воспитателей, говорит, что его не любят.

Среднее – ребёнок плачет редко, иногда жалуется на детей или на воспитателей, не всегда хочет посещать детский сад.

Хорошее – ребёнок обычно весел, активен, с удовольствием посещает детский сад.

Усвоение нравственных норм коллектива (правил поведения) (уровни)

Недостаточный – ребёнок не соблюдает распорядок дня, отрицает правила, не слушает педагога, обижает детей.

Достаточный – ребёнок не всегда соблюдает распорядок дня, признаёт, но не всегда выполняет правила, не всегда слушается педагога, редко обижает детей.

Высокий – ребёнок соблюдает распорядок дня, знает и выполняет правила даже в отсутствии педагога, слушается педагога, не обижает детей.

Самореализация (уровни)

Низкая – ребёнок не участвует в творческом процессе, не проявляет инициативы при выполнении творческих работ.

Средняя – ребёнок не всегда принимает участие в творческом процессе, может только копировать чужие работы и действия.

Высокая – ребёнок всегда принимает участие в творческом процессе, любит придумывать.

Эти критерии мы вывели, так как мне не удалось найти результатов сколько-нибудь масштабных исследований по стране, чтобы сравнить мои исследования по социальной адаптации дошкольников. В таком серьезном издании, как журнал «Социс» за последние 6 лет (с 2000 по 2007 год) эти данные не приводились. Поэтому мы использовали данные, приведённые в журнале «Дошкольное воспитание» № 1 за 2006 год. Однако и там Костина В. Не привела данных по исходному уровню социальной адаптации поступающих в дошкольное учреждение детей, не описала критерии, по которым определяла уровень адаптации.

Характеристика исходного уровня социальной адаптации дошкольников. В качестве экспериментальной выбрана группа детей детского сада МБДОУ «Умка» г. Тамбова, в которой работаем, а контрольной – группу детей соответствующего возраста моего же детского сада.

В экспериментальную группу вошли 24 ребёнка в возрасте 3-4 лет, в контрольную 25 детей такого же возраста.

Для определения уровня адаптации мы пользовались следующими методами: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками, родителями, врачом, психологом, изучение результатов творческой деятельности детей.

Первым этапом стало заполнение документов, которые заполняются комиссией в течение недели с момента поступления ребёнка в детский сад. По этим документам мы имели представление о физическом состоянии каждого ребёнка, раннем развитии, социальном положении его семьи. Эти сведения мы считаем особенно важными, так как они определяют исходную адаптивность ребёнка.

По полученным данным в неполных семьях в экспериментальной группе воспитывается 7 человек, это составляет 30% от общего числа исследованных, 1 человек (4%) воспитывается бабушкой, 1 человек(4%) в опекунской семье. Из остальных семей у двоих детей (9%) один из родителей (отец) постоянно проживает в Москве, так как работает там и имеет возможность встречаться с семьей раз в 1-2 месяца. В одной семье (4%) отец ребёнка страдает алкоголизмом. Таким образом, 51% детей из числа поступивших в экспериментальную группу имеют предпосылки для осложнения адаптационного процесса.

Аналогичная ситуация наблюдается и в контрольной группе. В неполных семьях воспитывается 8 человек, что составляет 32% от общего числа исследованных, 2 человека (8%) воспитывается бабушкой. Из остальных семей у одного ребёнка (4%) один родитель (мать) постоянно проживает в Москве, так как работает там и имеет возможность встречаться с семьей раз 1 -2 месяца. Таким образом, 44% детей, из числа поступивших имеют предпосылки для осложнения адаптационного процесса.

Кроме того, в экспериментальной – 3 (13%, а в контрольной – 2 (8%) ребёнка имеют задержку психического развития.

Абсолютно здоровых детей в экспериментальной группе – 30 %, в контрольной – 40 %. То есть у 70% детей в контрольной группе и у 60% детей в экспериментальной могут возникнуть проблемы с адаптацией по состоянию здоровья. Как показывает практика, именно от 60 до 70% детей при поступлении в детский сад начинают жаловаться на состояние здоровья и чаще болеют, чем до поступления, хотя и режим питания и санитарно- гигиенические нормы в детском саду строго соблюдаются.

Публикации по теме:

Основные формы работы педагога с семьями из группы риска. В своей работе воспитателю приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска,.

Презентация к родительскому собранию. «Моя семья», в 1 мл. гр. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 1младшей группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Цель: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство “Детский сад.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игра как средство социальной адаптации дошкольников.
Опубликовано: 5 января 2013 в 21:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...