Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения «Карусель» (старший дошкольный возраст)

Ирина Родионова
Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения «Карусель» (старший дошкольный возраст)

Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения «Карусель» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения.

В современной логопедии накоплен практический материал, включающий описание игр и упражнений. Неиссякаема фантазия педагогов специальных дошкольных учреждений. Их руками создается множество интересных пособий, приспособлений, игр, помогающих в обучении детей с нарушениями речевого развития. В поиске чего-то яркого, неординарного была придумана игра «Карусель».

Оборудование: картонный круг с разными цветными секторами; на секторах расположены кабинки с картинками животных; монетки золотые и серебряные; предметные и сюжетные картинки на автоматизированные звуки.

Первый вариант. Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. Так, по традиционной методике щелевые звуки рекомендуется автоматизировать в следующей последовательности: в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ, обратных слогах (ас, ос, ус, ыс, эс, слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса, в слогах со стечением согласных (сма, ска, сва, ста). Автоматизацию смычных и смычно-щелевых (аффрикат) звуков начинать со слогов первых двух типов, т. е. с включения звука в обратные слоги (ац, оц, уц, ыц, иц, после чего переходить к прямым (ца, цо, цу, цы, це).

Можно работать одновременно с двумя детьми, с одним ребенком индивидуально или с группой. Раздаёте золотые и серебряные монетки. Дети, животные смогут прокатиться на карусели, если вы будете правильно называть слоги или слова на автоматизированный звук (т. е. тот, который в данный момент вы автоматизируете). Если ребенок правильно произносит, то он опускает соответствующую монетку в кабинку. В конце игры можно посчитать, каких монеток больше. Значит, те животные прокатятся больше раз.

Второй вариант. Для автоматизации звука ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…СА, воло. сы, колба. са, бу…сы).

Третий вариант. При автоматизации звука в слоге целесообразно развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Для этого предложить задания на определение места звука в слоге, последовательности и количества звуков в нем, составление слога из данных звуков. Точно так же раскладывая монетки по кабинкам. В конце игры, посчитать у каких животных сколько монеток.

Четвертый вариант. Автоматизация звука в словах. Автоматизированный звук в словах должен занимать различную позицию – в начале слова, конце, середине (исключение составляет лишь положение звонкого согласного и середине слова перед глухим согласным, поскольку в этих случаях имеет место оглушение звонкого звука).

Пятый вариант. Автоматизация звука во фразах; в тексте. Лучше начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.

Можно эту игру использовать на занятии. Разделить группу на две команды и дать задание придумать слова одной команде (например на твердый звук Р, другой команде на мягкий звук Рь). В конце игры посчитать, чьи животные в серебряных или золотистых кабинках прокатились больше раз. И т. д. Вариантов игры может быть больше.

Публикации по теме:

ИКТ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Открыв для себя программу Мicrosoft PowerPoint и овладев основами компьютерных знаний мне представилось возможным применить новые методы.

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
Автор публикации:
Игра для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения «Карусель» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 5 июня 2013 в 15:13
+48
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Презентация проекта «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!»,...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...