Игра — мир общения ребенка.

Антонина Михельсон
Игра — мир общения ребенка.

1. «Игра - мир общения ребенка».

Дошкольная педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. «Игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - говорила Н. К. Крупская. «Ребенок не нуждается в игре, он просто живет и самовыражает себя в ней. У всех народов, во все времена» – говорит современный педагог – психолог А. Баркан.

Действительно игра – одно из самых и необходимых средств, для общего развития ребенка Игра не просто время провождение, а умственная, созидательная деятельность для малыша.

Игра – это фантазия и волшебство. Игра – модель реальной жизни. Играя, моделируя, ребенок ощущает себя взрослым, а это так важно для него.

Уже в три – четыре года малыш хорошо различает игру и не игру. Его уже не удовлетворяют простые действия с предметами, он должен быть участником событий реальной жизни, происходящей рядом в его доме, на улице, там, за окном, в других местах, где он бывает. Малыш уже не хочет играть один, ему необходимы сверстники. Ребенок осваивает поведение в игре и невольно понимает, что игра должна быть коллективной.

Не редко дети придумывают несуществующих героев, воображаемых партнеров, разговаривают с ними, отвечают на вопросы. Чем больше ребенок одинок, тем дольше длятся эти игры. Ведь для развития ребенка необходимое условие – общение. А детское общение – это игра.

С пяти лет дети ходят в гости с одной целью: поиграть. Играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования. А ролевая игра начинает совмещаться с новой игрой – игрой фантазией, и ребенок может говорить без устали о том, чего не было на самом деле, преувеличивая события и факты. Не волнуйтесь, он не лгунишка – это тоже игра. Игра – повествование.

И все-таки. Действительно ли игра так важна ребенку. Действительно ли Ваш малыш так нуждается в ней?

Он не нуждается, он просто живет в ней и самовыражает себя в ней.

Наверное, недаром в ООН провозгласили одним из прав ребенка - право на игру.

Игра нужна ребенку обычно как воздух или пища. Она естественная среда обитания, в которой малыш ощущает себя как птица в небе или рыба в море.

Игра - среда общения ребенка со сверстниками, или с другими взрослыми людьми. На приеме в поликлинике врач играя, отвлекает ребенка, облегчает проведение процедуры. Нередко в транспорте, совсем посторонние люди пытаются завести разговор с маленькими детьми, опять же с помощью игры: подмигивая, корча смешные рожицы. Детям нравится это, это их игра, их общение. Благодаря игре дети становятся коммуникабельными, и это облегчает им жизнь.

Игра - второй язык ребенка, игрой он владеет лучше, чем словами. В ней он передает свои желания, надежды или все то, что его беспокоит, о чем он вслух не может говорить, но что его все время угнетает. И. лишь в игре высвобождает эти чувства и даже «разряжается» от них. И жизнь приобретает краски. И солнце освещает хмурый день. Малыш испытывает просветление и радость. И детство улыбается ему.

Процесс игры - это источник радости ребенка. А от радости рукой подать до счастья. Иными словами, играя, ребенок живет, той жизнью, для которой был рожден.

2. Диспут для родителей:

«Как играть с ребенком».

Цель: Заинтересовать родителей игрой ребенка, показать ее значение в жизни детей, в воспитании. Дать рекомендации по организации игр детей в семье, по приобретению игрушек.

Примерный ход диспута:

1. Обсуждение вопросов:

Как Вы понимаете значение игры в жизни ребенка?

С кем любит играть ребенок?

Какие у него есть любимые роли и любимые игры?

Есть ли у Вас дома уголок для игр?

Как часто и по какому поводу Вы покупаете игрушки?

Что Вас интересует по проблемам детской игры?

Часто ли Вы играете со своим ребенком или Вы всегда заняты?

Удается ли Вам воздействовать на ребенка с помощью игры?

Поделитесь опытом, как Вы играете дома, в семье.

2. Накануне родителям было предложено понаблюдать за играми своего ребенка: во что он играют, какие стороны жизни отражает его игра. Обсудить с родителями их наблюдения.

Литература для родителей:

Коссаковская Е. «Игрушка в жизни ребенка»

Иванова В. «Играйте вместе с детьми»

Михайленко Н. «Как играть с ребенком трех-пяти лет»

3. ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Как помочь детям с нарушениями в общении».

В детском возрасте игра - критерий отношения детей друг к другу. Одних детей любят, с другими предпочитают играть как можно меньше. Некоторые дети остаются наедине с собой, а некоторые, сметая все на своем пути, набрасываются на других, отбирая игрушки.

Наверное, дети просто не умеет играть. И если ваш ребенок не освоил правила игры, помогите ему. Не умеющий играть ребенок - обуза для детского общества. Сверстники отвергают его. А для отвергнутого ребенка - это травма.

По результатам анкетирования мы выяснили, что в нашей группе есть такие дети. Поэтому переходим к практической части нашего занятия.

Наиболее часто родителей, воспитателей, педагогов беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность, неуверенность в себе, страхи и т. д. Кроме того нам, взрослым, не всегда понятно, почему у ребенка нет друзей, почему у него не складываются отношения со сверстниками, с братом, сестрой.

Попробуем разобрать некоторые причины, из-за которых дети не могут полноценно общаться со сверстниками или просто не умеют играть.

Застенчивость.

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей, получать удовольствие от приятного общения. Застенчивость может сопровождаться переживаниями тревоги, страха. Быть застенчивым - бояться людей. Может быть застенчивый ребенок уже однажды испытал неудачный опыт общения с людьми в различных ситуациях или он не уверен в себе, испытывает тревогу по поводу своих действий.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно пока ребенок еще маленький. Но один он не справиться, т. к. уже боится, не верит в свои силы.

Что же мы можем сделать?

1. Расширяйте круг знакомых своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым.

2. Не стоит постоянно оберегать малыша, пусть он хоть немного будет самостоятельным, укрепляйте веру в свои силы, хвалите, поощряйте его.

3. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением «Пойди, спроси у т. Даши,можно ли посмотреть эту книгу?» и т. д. Попробуйте и понаблюдайте: обычно в таких ситуациях «вынужденного общения», ребенок приходя здоровается шепотом, а уходя прощается громким голосом.

Ситуация для родителей:

Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила ее прочитать новое стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть».

Наташа с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.

1. Как Вы думаете, почему забыла новое стихотворение Наташа?

2. Правильно ли вела себя мама Наташи в данной ситуации?

3. Как бы вели себя Вы?

Конфликтный ребенок.

Наверное, каждый родитель встречается с детскими ссорами. Дети ссорятся и мирятся, скажите вы, но есть дети более конфликтные, когда ссоры и драки сопровождают их постоянно, они не могут найти выход даже в самых простых ситуациях.

Существуют причины, из-за которых ребенок стал таким. Возможно, ему нужно ваше внимание и забота и он стремится привлечь к себе это внимание, а драка - это хороший способ.

Возможно конфликтность - следствие эгоизма, когда ребенок дома центр всеобщего внимания, малейшее его желание сразу же исполняется, тогда и с детьми он добивается того же, провоцируя конфликты. Есть и такая ситуация когда ребенок видит в своей семье ссоры родителей, он подражает их поведению.

Как же нам вести себя, чтобы помочь таким детям?

1. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими (если вы обратили недобрый взгляд, сердитое бормотание, отвлекайте внимание ребенка на что - то другое).

2. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка, защищая своего. Разберитесь в ее возникновении.

3. После конфликта обязательно разберите ситуацию, определите неправильные действия ребенка, скажите ему об этом, объясните, как надо было вести себя, чтобы не поссориться.

4. Не обсуждайте при ребенке проблему его поведения, он может воспользоваться этим (раз так часто говорят обо мне, значит это стоит их внимания).

Ситуация для родителей

Наверное, с упрямством своей дочки Вари мама борется уже почти полгода. Но, Варя почему-то, продолжает ей многое делать назло и не подчиняется ее требованиям и просьбам.

А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно неприемлемо для Вари, и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но, даже не смотря на это, Варя становиться упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.

1. Правильно ли ведет себя мама Вари?

2. Почему упрямство Вари «расцветает» с каждым днем?

3. Как бы Вы поступили на месте мамы Вари?

Агрессивность.

Вы начали объяснять ему, что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами. Весь покраснел, волосы стали мокрыми, залился слезами и бросился на пол.

Обычно мы встречаемся с таким поведением, когда отказываем ребенку в чем-то. Если приступы агрессивности случаются однократно - в этом нет ничего страшного, даже у взрослых случаются срывы. Но вот если агрессия сопутствует малышу постоянно, стоит задуматься об ее причинах.

В группе сверстников, например, для появления агрессивности имеет значение популярность. С помощью кулаков, крика стремиться быть лидером, т. к. не владеет иным способом общения.

А может, в проявлении агрессии виноваты усмешки детей. А может быть развязка в семейных отношениях. Ребенок, может быть, не любим, заброшен, быть может, Вы мало ласкаете его. А может, и наоборот ребенок знает, что любое его желание будет исполнено, и агрессия только ускорит этот процесс. Ревность в семье тоже может породить агрессию, ведь дети способны на чувства зависти, ревности, и поэтому своим неадекватным поведением выплескивают все наружу.

Прежде всего, мы должны:

1. Нормализовать отношения в семье (нащупать болевые точки).

2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок подражает Вам (вы бьете его, а значит и ему можно).

3. Снимите агрессивность ребенка, разрешите громко крикнуть, порвать нарисованный портрет «Бармалея» и т. д., превратить агрессию в игру.

4. Любите ребенка, не стесняйтесь своей любви, пусть он чувствует, что нужен Вам.

Ситуация для родителей.

Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилия и грабежи. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме непонятно почему. И, он, как папа обижается на маму и даже вчера вечером, шутя, навел на маму дуло пистолета, который папа купил ему в «Детском мире». Но вместо того чтобы понять шутку, мама выхватила пистолет из рук Димы и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это - издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие - у них в крови, и это главное, что отличает настоящего мужчину.

1. Правильно ли поступила мама Димы?

2. Правильно ли рассуждает папа Димы?

3. Что бы предприняли Вы в подобной ситуации?

Мы разобрали одни из основных причин, из-за которых не могут свободно общаться, не умеют играть. Поэтому, еще раз хочется напомнить, что научив своего ребенка играть, Вы сумеете создать ему эмоциональное благополучие. Помогите своему малышу быть играющим. Попробуйте проанализировать микроклимат вашей семьи, подходы воспитания к ребенку, посмотрите, как чувствует себя в семье ребенок, почему возникла у него такая проблема.

Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Игра — мир общения ребенка.
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 14:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...