МААМ-картинки

Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста

Александра Пархоменко
Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста

Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

Игра самая главная, самая любимая и радостная деятельность детей. Она представлена подвижными, строительными, сюжетно-ролевыми, дидактическими, настольно-печатными, хороводными, спортивными, играми-драматизациями.

Публикация «Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.». Возможность создать что-либо новое закладывается в детстве, через развитие психических функций, таких как мышление и воображение. Для развития фантазии, воображения мы проводим с детьми упражнения, описанные в книге Л. Ю. Субботиной «Развитие воображения у детей». И это дает свой результат. Мы получили представления о развитии воображения у детей нашей группы. Теперь мы расширяем свою задачу, помогаем детям практически применять всю свою фантазию в играх.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. Оно вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, становления самооценки и самосознания. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. Важная роль в психическом развитии объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования. В процессе игры дети берут на себя различные роли. Все атрибуты к сюжетно-ролевым играм изготавливаем сами вместе с детьми, а также с помощью родителей детей.

Исключительное место занимают игры-драматизации, театрализованные игры, которым присущи ряд черт: динамизм, эмоциональность, накал чувств. Учитывая это, мы создаем все необходимые условия для проявления и развития у детей художественных способностей; направляем детские игры, правильно понимая психологию играющих детей. Особый интерес у детей вызывает театр по сюжетам сказок. Дети часто переносят увиденное на экране- в жизнь. Поэтому задача, которую мы ставим, состоит в том, чтобы развивать у детей интерес к различным видам театрализованной деятельности. Начали с драматизации стихов и потешек. Малоактивных детей сначала вводим во второстепенные роли. Учим детей понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать свое. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости. Вместе с детьми мы изготовили и постоянно обновляем много атрибутов для «Театра рукавичек». Кроме этого дети с интересом играют в «Театр игрушек» и многое другое. Атрибуты изготавливаем из природного и бросового материала и др. Любуясь ими, дети самостоятельно придумывают сказки о них, рисуют декорации. В процессе подготовительных действий к играм-драматизациям, дети обсуждают роли, иногда сами сочиняют текст, распределяют роли. Благодаря этим играм, дети становятся свободнее, раскрепощеннее в общении. Игры являются активным средством становления личности ребенка, формирования у него необходимых нравственных критериев, норм и оценок. Особую ценность для умственного развития ребенка имеет игровое моделирование действительности.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания, помогают вырабатывать волю, выдержку, самообладание, мышление, воображение.

На особом месте стоит словесная игра. Перед тем как проводить словесную игру, мы проводим игру-беседу, рассказываем, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. Например, предложили детям придумать, что бы могла рассказать о себе книга. Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листочков, умею интересно рассказать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». Когда дети поняли, как нужно описывать характерные признаки предметов, то предложили игры: «Отгадай-ка», «Магазин», «Где был Петя», в которых активизировали процессы мышления, внимания и т. д.

Также проводим игры развивающие сообразительность, чувство юмора, воспитывающие самообладание, такие как: «Краски», «И я» и др.

Дети любят играть в игры-небылицы. Эти игры повышают интерес детей к приобретению новых эмоций. Перед проведением игры выясняем, знают ли ребята, что такое небылицы, где они их слышали.

Ежедневно в утреннее, вечернее время и на прогулке проводятся подвижные игры. Очень любят дети играть в прятки, салки, с мячом и др.

Новые игрушки мы приобретаем с целью: расширить тематику игр, обогатить их содержание, с целью дальнейшего развития игр.

С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамидку» упражняем детей в определении звуков и слогов в словах. Так в игре «Цветочный магазин», можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного растения.

В свободное время проводим игры математического содержания, настольно-печатные. Такие как «Составь картинку», «Лото», «Найди пару», шашки и т. д. Эти игры развивают мышление, внимание, формируют интерес к действиям с числами.

В дидактических играх стараемся создавать условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, из развивающихся у него потребностей, интересов. Уголок занимательной математики оформили в специально отведенном месте, тематически оснащенном играми, пособиями и материалами. В уголок поместили лабиринты, в которых требуется разрешить задачу. Провели игру-развлечение «Путешествие в страну чудес». Она проходила по типу эстафет, где старались развивать у ребят настойчивость и умение сосредотачиваться, мыслить логически.

Особое место в развитии ребенка занимают игры со строительным материалом. Как-то летом решили построить на участке пароход, но крупного материала не было. Решили использовать обрезки дерева, доски, ящики, пеньки, скамейки. Но для игры надо было еще: рупор, часы, бинокль, посуда и т. д. Многое у нас в группе есть, сделано оно своими руками. Недостающие вещи решили сделать своими руками, самостоятельно. И нужно было видеть, сколько энтузиазма, изобретательности, настойчивости проявили дети при изготовлении атрибутов. Помогали нам даже родители ребят, без чего деятельность не получила бы такого развития.

Так же знакомим детей с техническими устройствами, оборудованием. Техническая игрушка делает игры детей более сложными, динамичными. Чтобы привить ребятам интерес к технике, сформировать объем знаний, обогатить игры, мы определили систему педагогической работы, включая следующие компоненты: проведение дидактических игр, знакомящих с техникой, использование загадок о технике, чтение произведений, организацию изготовления технической игрушки, самостоятельные творческие игры. С целью расширения знаний, углубления интересов к игрушкам, развития психики, внимания, мы используем чтение художественной литературы, но с обязательной демонстрацией соответствующей технической игрушки. Затем проводим игру по сюжетам этих произведений. Например, проводили игру по рассказу Е. Сегала «Машины на нашей улице».- Построена улица. Дети движутся по ней с игрушками-автомобилями. Замедляют ход перед светофором, останавливаются на красный свет. В будке сидит милиционер, поочередно пропускает машины. Каждая машина выполняет вои функции. Так грузовик везет плиты. В игре ребята усваивают, что машины помогают людям строить дом, сажают свеклу и т. д. Эти игры развивают у детей мышление, обогащают речь, внимание.

Большую помощь в нашей работе по воспитанию и обучению детей оказывают нам родители наших ребят. В утренние и вечерние часы беседуем с родителями, делимся своими наблюдениями, советуемся. Помогают нам родители в приобретении пособий и игрушек для игр, изготавливают вместе с детьми поделки из различного материала и никогда не отказывают в помощи.

Подытоживая, можно сделать вывод, игры полезны, нужны детям и конечно необходимы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что лишнее» Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться.

Консультация для воспитателей «Роль игры в конструктивной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Роль игры в конструктивной деятельности детей» «Игра есть потребность растущего детского организма» Н. К. Крупская Игра – основная деятельность детей. Л. С. Выгодский писал: «Через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 13:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД