Игра по экологии «Счастливый случай»

Елена Остапенко
Игра по экологии «Счастливый случай»

Тема: Игра «Счастливый случай»

Цель: увлечь детей, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности, через эмоциональное отношение сформировать устойчивый интерес к явлениям и "объектам природы; развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; учить выполнять правила игры, слушать ответы детей и дополнять их.

Ход игры

(На столе у ведущего кубик, все шесть граней которого — разного цвета (зеленого, синего, красного, желтого, оранжевого и белого, шесть коробочек соответствующего цвета. В них карточки с вопросами:

- в зеленой коробке — о растениях;

- в красной коробке — о животных;

- в синей коробке — о птицах;

- в желтой коробке — о насекомых;

- в оранжевой коробке - о природных явлениях;

- в белой коробке — педагогические ситуации.

(Ребята входят в зал и садятся на стульчики.)

Воспитатель. Вы можете стать победителями игры «Счастливый случай». Для этого предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых, животных. Спешите выиграть! В нашей игре принимают участие две команды. Капитаны будут выбирать вопросы, после обсуждения с командой участник из этой команды отвечает. За правильный ответ команда получает очко (+). Во время игры нельзя выкрикивать и подсказывать. За подсказку забираю одно очко (—). Игра будет проходить в четыре гейма. В первом гейме первой будет выбирать вопрос та команда, которая быстрее ответит на вопрос.

Загадка: Зазвенели ручьи, прилетели грачи,

В дом свой, улей, пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Вопросы о растениях (зеленая коробка)

1. Назови, какие ты знаешь лекарственные растения. (Клевер, репейник, мать-и-мачеха, лютик едкий, тысячелистник, алое, щавель, ландыш майский, василек, крапива, гвоздика травяная, гусиная лапка, пижма, шиповник.)

2. Какие грибы называются также как деревья, под которыми они растут? (Подберезовик, подосиновик.)

3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев вместо листьев — иголки, хвоя, они не боятся мороза.)

4. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (Ель, сосна.)

5. Какую пользу приносят деревья? (Листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом.)

6. Почему растение называется мать-и-мачеха? (Снизу листик теплый, мягкий, как мать, а сверху — гладкий, холодный — мачеха.)

7. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

8. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

Вопросы о животных (красная коробка)

1. Какие животные и насекомые являются санитарами леса? (Волки, муравьи.)

2. Почему в одних сказках заяц — белый, а в других — серый? (Белый заяц бывает зимой, а весной и летом — серый.)

3. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

4. Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса)

5. Назови домашних животных? (Собака, лошадь, корова, кошка, овца.)

6. Назови диких животных? (Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка.)

Вопросы о птицах (синяя коробка)

1. Для чего птице нужен хвост? (С помощью хвоста птица управ-ляет полетом, как рулем.)

2. Какие птицы и насекомые предсказывают погоду? (Ласточки, стрижи — низко летают перед грозой, муравьи прячутся в домики перед ненастьем, комары вьются к теплой погоде.)

3. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

4. Почему глухаря так назвали? (Когда он поет — токует — он

глохнет.)

5. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, сокол, сова.)

6. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на дерево? Назовите перелетных птиц? (Журавли, ласточки, грачи, скворцы, гуси, кукушка, соловей.)

Вопросы о насекомых (желтая коробка)

1. Какую пользу приносят муравьи? (Очищают лес от мусора, вычесывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью, пахнущей кислотой.)

2. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листь-ев, кусочков коры, веточек.)

3. Расскажите, как появляется бабочка? (Из яичка появляется гусе-ница, гусеница становится куколкой, из куколки появляется бабочка.)

4. Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву, чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха.)

5. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревь-ев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку.)

6. Муха-Цокотуха:

«Вот один из моих гостей: Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — воет, на землю сядет — стонет. Назван по одному из весенних месяцев».

(Майский жук.)

Вопросы о природе. Природные явления (оранжевая коробка)

1. СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК спрашивает: «Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель и холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели, бегут ручьи, от тепла осел снег, почернел и начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?» (В начале весны.)

2. ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: «Почему в народе говорят: весна да осень — на дню погод восемь?» (Весной очень переменчивая погода, сутра холодно, как зимой, днем солнце греет, все тает, а может и снег посыпать, и снова выглянет солнце — и все в один день.)

3. Какой снег быстрее тает — грязный или чистый? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

4. На доске расставить картинки, изображающие времена года. (Зима — снегопад, осень —листья опадают, лето — все зелено и солнце светит, весна — проталины и бегут ручьи, половодье.)

5. Найди на картинках животных, живущих рядом с человеком. Назови их. (Корова, свинья, коза, лошадь, кролик, петух и т. д.)

6. Найди на картинках животных, которые живут в лесу, и назови их. (Медведь, лиса, заяц, волк.)

Педагогические ситуации (черная коробка)

1. Ребята! Посмотрите, береза плачет. Недобрые люди сделали ранки у нее весной и пили березовый сок, а этот живительный сок корни из земли вытягивают. Пока не напьются им все веточки его и почки, листья не развернутся. Надо помочь дереву. Как остановить сок? (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забинтовать, завязать.)

2. Ребята в лесу нашли птичье гнездо с яичками: «Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся птенчики и будут жить у нас дома. Мы будем заботиться о птенцах» — решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили? (Нет. Птенцы погибнут, им нужно материнское тепло.)

3. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на: тонком-тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо-невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение.)

4. Борис с Алешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место. Как вы думаете, что этим мальчикам сказала мама? (Что нельзя разорять муравейники, так как на постройку нового уйдет много времени, а яички могут погибнуть.)

5. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать? (Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.)

6. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили и забыли про них. Что случилось с червяками? И как бы вы поступили? (Без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезны. Червяки рыхлят землю, чтобы корням растений проходила влага и воздух.)

КОНКУРС КАПИТАНОВ ВТОРОЙ ГЕЙМ. «ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО»

Детям предлагают по картине, каждой команде. Нужно найти то, что перепутал художник (5—6 признаков.) За каждый правильный ответ (+).

ТРЕТИЙ ГЕЙМ. «ТЬ МНЕ - Я ТЕБЕ»

Команды задают друг другу вопросы-загадки. По пять вопросов-загадок от каждой команды.

Первая команда

1. Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)

2. Растет зеленый кустик, дотронешься укусит. (Крапива.)

3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

4. В колыбельке подвесной летом житель спит лесной, осень пестрая придет, на зубок он попадет. (Орех.)

Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не узнает. (Крот.)

Вторая команда

1. Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)

2. Золотая голова — велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла,

Голова — велика, только шея — тонка. (Тыква.)

3. Все детки — на ветках, с рождения — в беретках,

С деревьев — упадут, береток — не найдут. (Желуди.)

4. Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц.)

5. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет и влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ. «ДАЛЬШЕ-ДАЛЬШЕ»

Игрокам команд, пока «идут» песочные часы, нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать быстро, за каждый правильный ответ команда получает дополнительное очко. Макси-мальное количество очков в этом гейме — 25.

Вопросы первой команде:

1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

2. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

3. Сколько ног у паука? (Восемь.)

4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи.)

5. Какой гриб носит название лесного хищника? (Лисичка.)

6. Как одним словом называют животных, которые живут с человеком? (Домашние.)

I. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (Насекомые.)

8. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

9. Первый весенний цветок? (Мать-и-мачеха.)

10. У какого дерева белый ствол? (У березы.)

II. Как называется дом у муравьев? (Муравейник.)

12. Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

13. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

14. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

15. Что страшнее птице — голод или холод? (Голод.)

16. Народное название цветка бальзамин? (Ванька-мокрый.)

17. Какая птица охотится ночью? (Сова.)

18. Как называют человека, который лечит животных? (Ветеринар.)

19. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

20. У какого животного есть иголки? (У ежа.)

21. Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь.)

22. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Веерной.)

23. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

24. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

25. Какое животное можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Вопросы 2-ой команде.

1. На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

2. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

3. Лошадь, корова, бык, овца, медведь, волк — кто это? (Животные.)

4. Карась, щука, сом, окунь - кто это? (Рыбы.)

5. У какого зверя рыжая шубка? (У лисы, белки.)

6. У какого насекомого крылышки красные, с черными точками? (У божьей коровки.)

7. Как называется детеныш свиньи? (Поросенок.)

8. Как называется детеныш овцы? (Ягненок.)

9. Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

10. Какую птицу называют «лесное радио»? (Сороку.)

11. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник.)

12. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

13. Чем питается бабочка? (Нектаром.)

14. Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

15. Собака — это дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

16. У какого домашнего животного есть рога? (У коровы, быка, козы.)

17. У какого дерева иголки как у ежа? (У сосны, ели.)

18. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

19. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

20. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

21. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

22. Какого цвета листья на деревьях зимой? (Их нет.)

23. Какие яблоки растут на березе? (Не растут.)

24. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает? (Зимой.)

25. Какое насекомое питается кровью? (Комар.)

В конце игры считаем очки, которые заработала каждая команда. Затем награждаем победителей призами.

Публикации по теме:

Я люблю счастливый случай Я люблю счастливый случай, я люблю везучий день.) Юнна Мориц ПРИЗНАНИЕ Я люблю счастливый случай, Я люблю везучий день, Я мечтаю.

Перспективное планирование подвижных игр. Подготовительная группа Перспективное планирование подвижных игр. подготовительная группа Материал прислала Аурика Ковалыксентябрь октябрь ноябрь декабрь январьИгры.

Автор публикации:
Игра по экологии «Счастливый случай»
Опубликовано: 4 марта 2012 в 11:04
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...