Игра — путь к познанию предметного мира

Антонова Лусик Давитовна
Игра — путь к познанию предметного мира

Уже с самого рождения ребёнок готов к обучению. Всё, что он чувствует, слышит, видит, откладывается в его памяти. Благодаря познавательному инстинкту он осваивается в незнакомом его мире, приспасабливается к нему. Очень важно не дать угаснуть этому инстинкту, создать условия, которые представят ребёнку возможность максимально проявить познавательные способности. Открывая ребёнку увлекательный мир игры и помня о том, что она должна доставлять ребенку, прежде всего удовольствие, взрослый вводит в неё элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Особенно благотворны в этом отношении игры, в которых ребёнок осваивает различные формы, размеры, цвета и соотношения предметов, изучает свойства материала, растения, животных, числовые отношения.

Важно только не перегружать память малыша слишком большим объёмом информации и не вводить несколько новых понятий. От простого к сложному. Постепенно дети привыкают играть самостоятельно. Богатства впечатлений, доступных их пониманию, помогает им придумывать более сложные сюжеты. Как правило, дидактическая игра к средней группе существенно усложняется во всей её структуре: в игровых и обучающих задачах, действиях, правилах. Традиционным началом дидактической игры – является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач.

Например, в игре «Петрушка идёт трудиться» предлагается такая мотивация: «Петрушка запутался в орудиях труда и просит детей помочь» .

Так мотивация определяет «программу» игровых действий. Аналогично, используя различные образы «Петрушка; Незнайка; Медвежонок; Собачка и т. д.».

Детям средней группы становится интересны игры соревновательного характера. Также игра способствует проявлению взаимовыручки, эмоциональной отзывчивости. Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра – это основное занятие ребёнка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Эта деятельность, которая завладевает всем существом маленького человека. С самого раннего возраста игра становится для него способом устанавливать контакт с близкими, средством познания окружающего мира и формой обучения.

Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.

1 – Игры, направленные на получения информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

2 – Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами.

3 – Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

Мне бы хотелось более подробно, остановится на 2-й и 3-й группе игр, так как в этом году мы проводили исследовательскую - экспериментальную деятельность с целью: выявить, насколько дети среднего дошкольного возраста способны овладеть познавательно – исследовательской деятельностью и как опытно- экспериментальная деятельность влияет на интеллектуальное развитие, познавательную активность, мировоззрение и мировидение детей.

Для этих целей была предоставлена специально разработанная литература Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ: Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр (Москва 2010).

Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает становления мировидения ребёнка, развития творчества. Мы проводили игры - эксперименты, игры – опыты (исследования, которые включали экспериментальные, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых связей в системах: «человек - предмет», «природа – человек - предмет». Разработанные Дыбиной О. В. - опыты и эксперименты настолько занимательны и разносторонни, они охватывают всю область человеческой жизни и его окружения: От живой природы (растения и животные, их строение и жизнедеятельность); до не живой природы (изучения воды, воздуха, песка, глины, камней и их свойств); изучения (света, цвета, звука, веса); характерные особенности сезонов (тепло, холодно); изучения (магнита- магнетизма, и наконец, подходим до изучения самого человека (носарий, язычок – помощник) и его рукотворный мир, где ребятишки изучают свойства и качества материалов (стекло, метал, резина, пластмассы). Предлагаемые эксперименты очень кратки, просты и понятны ребёнку, а также тесно связан с обыденностью, с тем, с чем ребёнок сталкивается изо дня в день и у него пробуждается интерес к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Но собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, т. к. он воспринимает и применяет как собственные. Игры побуждают детей проводить опыты; выявлять взаимосвязи между предметами и их особенностями, между строением предмета и способом его употребления.

Так, например, в игре- эксперименте «Почему тает снег?» Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике). Через некоторое время воспитатель предлагает детям принести колобки. Далее дети выясняют: что произошло с ними и почему некоторых не стало совсем (в тепле снег превратился в воду).

Применяется системный подход. Серию составляют игры: «Нужен ли зимой растениям снег?», «Почему тает снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где снег не тает?», «Где будут первые проталинки?».

Дети очень нравятся эти занятия, они интересны, пробуждают любознательность, а значит, растёт интерес («Что дальше?») Мы стараемся эмоционально настроить игру, что в свою очередь, устанавливает доброжелательную атмосферу, снимает излишнее напряжение в игре. Благодаря таким играм у детей формируется знания и умения сверх той программы воспитания и обучения, по которой работает данное дошкольное учреждение. Дети с радостью делятся своими новыми знаниями с родными и близкими и используют знания в своих играх.

Игры 3-й группы направлены на приобщение детей к преобразованию предметов. По этой теме проводилась кружковая работа дополнительного образования «Цветик-семицветик». Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей через организацию дополнительной художественно-продуктивной деятельности: рисования, аппликации и ручного труда из природного и бросового материалов. Данная программа обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей, учит видеть среди многообразия предметов и вещей что-то необыкновенное, интересное, забавное. Все виды деятельности оригинальны и увлекательны как для детей, так и для педагогов.

Игры - преобразовая типа «измени предмет» побуждают детей выступать в роли преобразователей - потребность в творчестве, самовыражении, развивается стремление самостоятельно доводить начатое дело – решение задачи – до конца, моболизируя имеющийся опыт, используя действия разного характера. Сами дети, а особенно их родители были в восторге, когда обычная коробочка превращалась в медвежонка из сказки, или обычная бутылочка становилась великолепной бабочкой с крылышками и усиками. Сами дети радуются, как в их собственных руках обычные предметы превращаются в сказочные персонажи, с которыми можно ещё и поиграть.

В ходе таких игр дети учатся ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели. Проявлению самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх – преобразованиях как основа для развития преобразовательной деятельности.

Опыт работы свидетельствует: использованная нами система дидактических игр имеет несомненную педагогическую ценность.

Публикации по теме:

Презентация «Готовность ребёнка к школе» Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт обследования.

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
Автор публикации:
Игра — путь к познанию предметного мира
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 21:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурс костюмов «Юная модница» 2017 год индивидуальный и групповой показ
Конкурс костюмов \"Юная модница\" 2017 год индивидуальный и групповой показ Город Красноуральск Свердловской области. Дети стали победителями и призерами...
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы....
Мастер-класс: «Открытка для папы».
Автор: Куликова Анна Александровна, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №7", воспитатель. Цель: Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за...
«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация
Зима, не смотря на свои морозы, снег, холод, пожалуй, самое волшебное время года. Однако именно зимой наш организм особенно страдает от дефицита...
Календарно тематическое планирование на 1 неделю марта в первой группе раннего возраста
Понедельник Утренний прием. Утренняя гимнастика. Рассматривание картинок о 8 марте. Цель: Расширяем представление о празднике. Физкультминутка «Рыбки»...