Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Елена Мартыненко
Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Авторский коллектив:

Кукина Виктория Викторовна, учитель-логопед.

Мартыненко Елена Николаевна, воспитатель.

Смотрова Наталия Александровна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида Калининского района

Педагогические ориентиры:

Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами русского народного быта.

- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

- Побуждать детей к обыгрыванию сказочного сюжета, учить импровизировать.

- Развивать воображение, память.

Развивающие: - Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.

- Учить детей объяснять приметы и пословицы.

- Учить объяснять значения сложных слов: «листогной», «полузимник».

- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; брусника – брусничный пирог)

- Развивать общую и ручную моторику, координацию движений, развивать умение водить театральных кукол над ширмой.

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность.

Воспитательные: - Приобщать детей к русскому фольклору.

- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.

- Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в инсценировках.

Оборудование: ноутбук, проектор, избушка, печка, горшок, ухват, крупа, ягоды, яблоки, капуста, ширма, куклы БИ-БА-БО, шапочка кота, магнитофон, музыкальные диски.

Логопед: Какое время года наступило?

Дети: Зима.

Логопед: Какое время года было до зимы? Давайте вспомним, какой был последний месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Логопед: Вспомните, как в народе называли ноябрь?

Дети: Листогной.

Логопед: Что значит это слово?

Дети: Деревья уже сбросили листву, идут дожди. Опавшие листья гниют.

Логопед: А еще как называют ноябрь?

Дети: «Ледень».

Логопед: Почему так называют?

Дети: Водоемы льдом сковывает.

Логопед: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?

Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.

Логопед: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Расскажите, какая погода стоит в ноябре? А поможет вам в этом волшебный экран. Посмотрите на экран, и расскажите, что вы видите? (слайды).

Дети:

1. Облетели последние листья на деревьях.

2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.

3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.

4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.

Логопед: На Руси в ноябре много было народных праздников. И один из таких праздников мы сейчас с вами вспомним. В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают. В конце ноября на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день. В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».

Логопед: Как вы думаете, что такое «железные горы»

Дети: Это небо, тучи.

Логопед: По погоде этого дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима. Иней в этот день сулил морозы, а туман – оттепели. О потеплении говорили и гуси, вышедшие на лед в поисках открытой воды. Значит, лед растает. А что значит такая примета: «Если Матрена на белом коне приедет, то острую зиму привезет».

Дети: Если пойдет снег, то начнется настоящая зима.

Логопед: Про это день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?

Дети: С Матрениного дня зима начинается.

Логопед: Сегодня я приглашаю вас ребята, отправиться в деревню в гости к бабушке Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры, петь песни, водить хороводы. Готовы? Тогда в путь.

Звучит музыка. «Тропинка».(Дети друг за другом под музыку идут змейкой и подходят к избе бабушки Матрены).

Логопед: Кажется, мы пришли. Вон виднеется уже изба бабушки Матрены (слайд). Что такое изба?

Дети: Это дом в деревне.

Логопед: Из чего его строили?

Дети: Из дерева, из бревен.

Выходит бабушка Матрена.

Дети: Здравствуй бабушка. Вот пожаловали к тебе в гости.

Бабушка Матрена: Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут бабушка Матрена. Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!

(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)

1 реб. Здравствуй гостья Зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

2 реб. Есть раздолье у нас

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

3 реб. Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша Русская кровь

На морозе горит!

Бабушка Матрена: Какие вы ребята молодцы. Порадовали бабушку. Ну, а теперь проходите в избу. Тепло ли вам ребятки в моей избе?

Д: Да.

Бабушка Матрена: А это Печка-Матушка мне помогает.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Ой ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, напеки

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Бабушка Матрена: Печка всем в доме правит. Если холодно то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами. Посмотрите, что лежит у меня на столе (капуста, яблоки, черника, брусника). Какие пироги получаются с этой начинкой? Матрена раздает продукты детям, У тебя что (капуста) значит пирог какой? – капустный.

Дети:

Пирог с капустой – капустный пирог; а еще можно сказать пирог с капустой.

А с брусникой – брусничный пирог; пирог с брусникой.

А с яблоками – яблочный пирог; пирог с яблоками.

А с черникой – черничный пирог; пирог с черникой.

Бабушка Матрена.

Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята. (Матрена показывает детям крупу в тарелках). Какая у тебя крупа?

Дети: Греча.

Бабушка Матрена:

Значит какая получится каша из этой крупы?

Дети: Гречневая каша.

Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.

Бабушка Матрена: Молодцы! А в чем кашу готовят?

Дети: В горшке. (детям показывают горшок)

Бабушка Матрена: А чем достают горшок из печи

Дети: Ухватом

Бабушка Матрена:

Показывает ухват. А сейчас, ребята, вас зову на веселую игру, а называется она «Горшки». (Дети играют в игру)

тЛогопед: Не скучно тебе, бабушка жить одной?

Бабушка Матрена: Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете. Посмотрите в окошко и угадайте, чья там тень(4 тени животных корова, лошадь, свинья, кот). А сейчас угадайте животных по голосу (блеенье овцы, лай собаки, пение петуха). Кто как голос подает?

Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает.

Бабушка Матрена: Ребята всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные.

Дети: это домашние животные.

Бабушка Матрена: Какие вы знаете жилища домашних животных?

Где живут курицы – курицы живут в курятнике, птичнике.

А свиньи – свиньи живут в свинарнике,

А корова – коровы живут в коровнике,

А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.

А где живут лошади – лошади живут на конюшне.

Бабушка Матрена: А сейчас давайте вспомним названия детенышей этих животных и назовем всю семью:

Бык-корова-теленок,

Жеребец –Кобыла - жеребенок,

Баран-овца-ягненок

Боров-свинья-поросенок

Петух-курица-цыпленок

Кот-кошка-котенок,

Вместе с котиком-котом в хоровод мы пойдем.

Хоровод «Кот на печку пошел»

(дети идут в хороводе, в центре сидит «кот»)

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

Горшок каши горяч

Не дается хоть плач (останавливаются «кот варит» кашу)

Уж я пряники люблю

Уже я пряники стужу

Остужу-угощу

Вас отведать приглашу (Дети идут в центр круга и обратно, притопывая)

На печи калачи,

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту не даются. («Кот» перекладывает из руки в руку «горячие» пряники»)

Уж я пряники люблю

Уж я пряники стужу

Остужу-угощу

Вас отведать приглашу (садится спит)

Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

Кот проснулся в самом деле!

Мыши пряники все съели. (Дети крадутся, хлопают в ладоши. Будят кота – убегают, кот их ловит).

Логопед: А сейчас бабушка Матрена, наши детки хотят тебя повеселить и показать тебе сказочку про твоих друзей.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» с использованием кукол БИ-БА-БО.

Бабушка Матрена: Какие вы молодцы, ребята! Повеселили бабушку. Какую хорошую сказку показали. Я вам за это вкусные гостинцы собрала – пироги из печки.

Логопед: Спасибо тебе, бабушка за гостинцы. Нам у тебя очень понравилось. Мы обязательно придем еще раз. А сейчас нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.

Бабушка Матрена: До свиданья, ребята. Встречайте Зимушку Русскую и меня Матренушку Зимнюю не забывайте!.

Дети вместе с логопедом под музыку «Тропинка» уходят из зала.

Публикации по теме:

«В гостях у феи Льдинки и феи Искорки». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста«В гостях у феи Льдинки и феи Искорки». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста Цель: развивать цветовосприятие детей. Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «теплые» и «холодные» цвета; определять сочетания, какие.

Физкультурная игра-сказка «В гостях у деда Макара» для детей старшего дошкольного возраста Цель: подарить детям радость движения. Задачи: • закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко; • учить играм.

Игра-посиделки в средней группе «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Задачи: Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках.

Игра-викторина «Умники и умницы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: 1. Обобщить и уточнить знания детей о животных леса: медведе, волке, лисе, зайце, лосе, белке называть и классифицировать по всем.

Интеллектуальная игра-викторина «В гостях у феи вежливости» для детей старшего дошкольного возраста Игра – викторина «В гостях у Феи Вежливости» Цель: создание социальных условий для развития представлений о культуре поведения, правил.

Конспект развлечения с детьми раннего возраста «В гостях у бабушки Матрёны» Конспект развлечения для детей раннего возраста «В гостях у бабушки Матрены» Цель: 1. Создать радостную, веселую атмосферу, доставить детям.

Игры с правилами. Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у волшебника» Задачи: Учить детей взаимодействовать по правилам игры. Развивать умение следить за соблюдением правил, способность посмотреть на ситуацию.

Сценарий праздника «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «День народного единства» с детьми старшего дошкольного возраста «День народного единства»Цели: Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей,.

Сюжетно-ролевая игра «Мы авиаторы» с детьми старшего дошкольного возраста» I. Задачи руководства: - Расширить знания детей о работниках авиации; - учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом.

Вечер загадок для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «В гостях у бабушки Загадушки» Вечер загадок в старшем дошкольном возрасте для детей и родителей В гостях у бабушки «Загадушки» Зал украшен декорациями в русском народном.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Игра-путешествие с детьми старшего возраста по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 19:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....
Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»
Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы,...
Вот и промчалось дошкольное детство
1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного...