Игра — важнейший вид детской деятельности

Светлана Алтухова
Игра — важнейший вид детской деятельности

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.

В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре. - важнейшему виду детской деятельности.

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоению общественного опыта.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре ребёнок реализует потребность воздействия на окружающий мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения игр.

Правильно построенная педагогом игра поможет ребёнку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребёнка физически, т. к. он осуществляет, разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали. Игра имеет обучающий характер.

Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества

. В ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дошкольник, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учиться, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалось в усвоение знаний и умений, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводиться ребёнок и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются дошкольнику, чтобы игра состоялась.

В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения,

в-третьих – обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включат в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно, же и даёт наибольшее удовлетворение.

Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль.

Все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого играющего ребёнка путём совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т. п.

А руководит всем педагог и, насколько он творчески и грамотно подходит к организации игровой деятельности, зависит конечный результат той цели, которую он поставил.

Воспитатель должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором, организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре, её активного участника. Поэтому от доброжелательного, мажорного тона, который задаёт взрослый на протяжении всей игры, во многом зависит интерес к ней детей, их эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, успешность игровых действий, достижение игрового результата и многое другое.

Можно с уверенностью утверждать, что не только дидактическая игра, а игры в целом требуют «особого состояния» проводящего её педагога, и если он сам это хорошо понимает, то, без сомнения, сможет сделать так, чтобы игра действительно стала для детей «школой мышления» - школой естественной, радостной и совсем не трудной!

Изучая опыт советских, российских и зарубежных психологов и педагогов я пришла к выводу, что значение игры огромно.

Как сказал П. Ф. Каптеров «Обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогую и взаимно поддерживать друг друга…Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столь же активность ума, сколько чувств и воли».

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Проявление гендерных особенностей дошкольников в играх • В дошкольном возрасте ребёнок игра очень важна, она выступает как способ участия ребёнка в жизни взрослых. Игра имеет значение не только.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра — важнейший вид детской деятельности
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...