Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

Елена Зубарёва
Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

Игра-викторина на тему: «Знакомство с русскими народными традициями»

«Уметь воспитывать детей-это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту. Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду,духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину

«Знакомство с русскими народными традициями «для воспитателей нашего детского сада.

Ведущая:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

О русских обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Будем слушать сказки, песни запевать,

Русские народные игры затевать.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали-

Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 3 человека) и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

1-ый конкурс: «Давайте познакомимся». Команды должны представить свой девиз. (Команды совещаются и предлагают свои девизы.) Все готовы к игре, и мы начинаем.

2-ой конкурс: «Дело мастера боится». Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

3-ий конкурс: «Объяснялки»

Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)

Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.

Жалейка-дудочка из ивовой коры.

Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

Анчутка-помесь чёрта и утки, злой дух.

Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.

Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.

Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.

Чуни-валенки с коротким голенищем.

Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.

Короб-повозка, тарантас.

4-ый конкурс: «Русская народная песня» Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен. Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание для команд:1-ая команда должна начать петь песню, а 2-я команда должна эту песню продолжить. (Команды поют известные русские народные песни.)

5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша. «Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)

6-ой конкурс: «Сказка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам –урок! «Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Мы предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок. Но для начала дайте определение термину «сказка».

Сказка-повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова)

1)Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

2)В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)

4)Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)

5)В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)

6)В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)

7-ой конкурс: «Конкурс капитанов». Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках. (БАБА-ЯГА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, КОТ БАЮН, ЛЕШИЙ, КИКИМОРА,

ВЕДЬМА, ЧУДО-ЮДО, ЧЁРТ, РАЗБОЙНИКИ, ВОДЯНОЙ И ДР.)

8-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки «Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1)Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4)Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)

5)Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6)Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7)Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

8)Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)

9) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

9-ый конкурс: «Ходит сон близ окон». Последний конкурс посвящается колыбельной песне. Команды должны вспомнить и спеть колыбельную.

«Баю-баюшки-баю …»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Сашу не буди.

«Уж как сон ходил по лавке…»

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

Дрема по полу брела

К Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

«Котинька-коток, котя, серенький хвосток…»

Котинька-коток, котя, серенький хвосток…

Приди, котик, ночевать,

Мое дитятко качать.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Беленький платочек

Я на шею повяжу.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И стаканчик молока.

«Люли — люли, люленьки…»

Люли — люли, люленьки

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли — люли, люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи — ка на здоровьице!

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Тихо детку усыплять:

- Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём. (Угощаю всех чаем, заваренным на травах и баранками с вареньем)

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

Публикации по теме:

Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки».Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки». Очень важно,чтобы человек знал традиции своего народа. Именно поэтому мы и рассказали детишкам о Святках: После праздника Рождества в течении.

Выпускной нашей группы «Семицветик» 28 мая мы выпускали наших замечательных и самых. самых прекрасных детей. Наши цветочки раскрылись полностью. Мы учили их только прекрасному.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:19
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...