Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

Елена Зубарёва
Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

Игра-викторина на тему: «Знакомство с русскими народными традициями»

«Уметь воспитывать детей-это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

Во многом эти знания нам даёт народное творчество-вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Воспитатели детского сада должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине, гордость за мастерство наших предков и уважение к их безмерному таланту. Соприкосновение с народным искусством и традициями русского народа, участие в различных народных праздниках, проводимых в нашем детском саду,духовно обогащают ребёнка, воспитывают в нём чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. А научить их любить свой родной край, познакомить с декоративно-прикладным творчеством наших предков сможет воспитатель. Вот почему я решила провести игру-викторину

«Знакомство с русскими народными традициями «для воспитателей нашего детского сада.

Ведущая:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

О русских обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Будем слушать сказки, песни запевать,

Русские народные игры затевать.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали-

Очень хотели, чтобы мы традиции их продолжали!

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 3 человека) и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

1-ый конкурс: «Давайте познакомимся». Команды должны представить свой девиз. (Команды совещаются и предлагают свои девизы.) Все готовы к игре, и мы начинаем.

2-ой конкурс: «Дело мастера боится». Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»

3-ий конкурс: «Объяснялки»

Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)

Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.

Жалейка-дудочка из ивовой коры.

Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

Анчутка-помесь чёрта и утки, злой дух.

Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.

Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.

Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.

Чуни-валенки с коротким голенищем.

Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.

Короб-повозка, тарантас.

4-ый конкурс: «Русская народная песня» Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен. Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание для команд:1-ая команда должна начать петь песню, а 2-я команда должна эту песню продолжить. (Команды поют известные русские народные песни.)

5-ый конкурс: «Щи да каша-пища наша. «Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)

6-ой конкурс: «Сказка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам –урок! «Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Мы предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок. Но для начала дайте определение термину «сказка».

Сказка-повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова)

1)Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

2)В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)

4)Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)

5)В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)

6)В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)

7-ой конкурс: «Конкурс капитанов». Капитаны команд должны вспомнить и написать имена наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках. (БАБА-ЯГА, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, КОТ БАЮН, ЛЕШИЙ, КИКИМОРА,

ВЕДЬМА, ЧУДО-ЮДО, ЧЁРТ, РАЗБОЙНИКИ, ВОДЯНОЙ И ДР.)

8-ой конкурс: «Умелые руки не знают скуки «Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас командам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1)Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4)Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)

5)Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6)Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7)Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

8)Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)

9) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

9-ый конкурс: «Ходит сон близ окон». Последний конкурс посвящается колыбельной песне. Команды должны вспомнить и спеть колыбельную.

«Баю-баюшки-баю …»

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Сашу не буди.

«Уж как сон ходил по лавке…»

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

Дрема по полу брела

К Маше нашей забрела

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла.

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

«Котинька-коток, котя, серенький хвосток…»

Котинька-коток, котя, серенький хвосток…

Приди, котик, ночевать,

Мое дитятко качать.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Беленький платочек

Я на шею повяжу.

Я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И стаканчик молока.

«Люли — люли, люленьки…»

Люли — люли, люленьки

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли — люли, люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи — ка на здоровьице!

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Тихо детку усыплять:

- Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Хлебом-солью привечаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём. (Угощаю всех чаем, заваренным на травах и баранками с вареньем)

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

Публикации по теме:

Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки».Развлечение для детей 7 лет. «Посиделки на Святки». Очень важно,чтобы человек знал традиции своего народа. Именно поэтому мы и рассказали детишкам о Святках: После праздника Рождества в течении.

Выпускной нашей группы «Семицветик» 28 мая мы выпускали наших замечательных и самых. самых прекрасных детей. Наши цветочки раскрылись полностью. Мы учили их только прекрасному.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Игра-викторина на тему «Знакомство с русскими народными традициями»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста
Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,...
Фотоотчет «Международный женский день»
Международный женский день! Каждый год к 8 марта мальчишки и девчонки в каждом детском саду хотят поздравить своих мамочек! Учат и читают для них...
Фототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группы
Цель : привлечь детей к созданию картины на весеннюю тематику. Задачи: вызвать интерес к оформлению картин в рамочке, создать условия для творческого...
Нестандартное физкультурное оборудование для развитие глазомера, меткости, ловкости
Предлагаю вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками для развитие глазомера, меткости, ловкости. Пособие «Поймай...
План работы «Интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детей»
Цель: Организация психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Октябрь Тема: Информация о реализации проекта «Шустрик». Задача:...