Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»

Ксения Налимова
Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»

Цель: познакомить детей с арифметической задачей, с ее структурой; учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ задачи.

Материал: картинка с изображением Дюймовочки, таблица «Структура задачи», игрушки: «семейство» жуков – мама, папа, дочь, сын, 5 кружков, картинки с изображением бабочек, бубен.

Ход занятия:

- Ребята, вы уже много знаете: считать, отгадывать математические загадки. Сегодня мы с вами будем знакомится с арифметической задачей.

Разминка:

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать -

Кто их сможет сосчитать?

(Четыре жука)

Дети называют по порядку всё «семейство» жуков: дочка, сын, отец и мать.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Сколько всего членов семьи у жуков?

- Кто стоит первый, кто последний?

Игра «Составь рассказ»

-А теперь, давайте составим рассказ про семейство жуков по новой схеме:

Дети составляют следующий рассказ: «На лугу гуляло семейство жуков. Сначала вышло погулять 2 жука, а потом еще 2. Сколько всего гуляло жуков на лугу?

После рассматривания схемы и составления рассказа, педагог проводит беседу с детьми:

-Чем этот рассказ отличается от тех, что мы составляли раньше? (в схеме есть знак вопроса, рассказ заканчивается вопросом).

- Ребята, оказывается что рассказ, заканчивающийся вопросом, отвечая на который, надо выполнить какое-то арифметическое действие (прибавить или отнять, называется задачей.

Что такое задача?

Вдруг под музыку входит маленькая девочка – Дюймовочка.

- Дюймовочка говорит, что слышала, что на занятии дети будут решать задачи, и она бы вместе с ребятами хотела, как можно больше узнать о задачке.

- А что такое задача – она не знает. Давайте поможем Дюймовочке разобраться.

- Под одной шляпой четыре брата стоят (стол)

- Это задача? (Нет) что это? (Загадка)

- Пять чуланов, одна дверь (перчатка)

- Это задача? (Нет, загадка.)

- Жили у бабушки веселые гуси: один – серый, другой – белый.

- Это задача? (Нет, слова из песни.)

- А если я продолжу: сколько гусей было у бабушки? Что получится? (Задача)

- Давайте расскажем Дюймовочке, как отличить задачу от загадки или даже слов из песни?

Воспитатель рассказывает о том, что в задаче обязательно есть вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать.

- Что еще есть в задаче?

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает, задавая наводящие вопросы. Вместе делают вывод о том, что в задаче есть условие – то, что известно, то, что мы уже знаем.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить: сложить или отнять.)

- Значит у задачи есть что? (Решение)

- Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли (Ответ)

После объяснения воспитатель весит на доску табличку:

Задача

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

- Теперь Дюймовочка легко сможет узнать и решить задачу.

Физкультминутка

1. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас с Дюймовочкой (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед);

2. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков – кружки показывает Дюймовочка (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках);

3. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим – Дюймовочка ударяет бубен (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз).

- А теперь давайте попробуем решить задачи Дюймовочки

Задача № 1

- У Мыши было семь зернышек. Дюймовочка съела одно зернышко. Сколько стало зернышек у Мыши.

- Скажите дети, является ли прочитанный текст задачей?

- Да. (ответ детей)

- Давайте попробуем составить схему к задаче.

- Обозначим квадратиками известные числа, а кружком вопрос к задаче.

- И не забудем, что если стрелочки расходятся, то это вычитание, а если стрелки сходятся, то это сложение.

Дети составляют следующую схему:

- А теперь составим запись решения задачи: (7 - 1)

- Почему надо отнимать?

- Потому что Дюймовочка съела одно зернышко (ответ детей)

- Найдите ответ к задаче.

- Запишем равенство (7 – 1 = 6).

-Скажите ответ.

- У Мыши осталось 6 зернышек (ответ детей)

Задача № 2

- Дюймовочка рассказала, что когда жаба её оставила одну, то сама отправилась готовиться к свадьбе. Ей очень захотелось поделиться радостью с подружками.

У Жабы на болоте сначала было 6 подружек.

Вдруг одна подружка,

Шумно квакать стала и куда-то ускакала.

Сколько подружек осталось на болоте у Жабы?

-Докажите, что это задача.

- Что известно про жабу?

- Сколько жаб было сначала?

- Сколько жаб убежало?

- Каким действием нужно обозначить то, что одна подружка жабы убежала?

- Вычитанием (ответ детей)

- Почему вы выбираете вычитание, а не сложение?

- Потому что одна подружка у Жабы убежала, значит, их стало меньше, значит, надо вычесть (ответ детей)

- Теперь запишем выражение: 6 – 1.

- Скажите, как его закончить?

- Поставить знак «=» (ответ детей)

- И получаем выражение 6 – 1 = 5

- Воспитатель предлагает детям составить схему к задаче.

Интересная задачка

- Запасы крота лежат в трёх банка. Пшеница лежит не в круглой и не в прямоугольной банке. Овёс – не в квадратной и не круглой. В какой лежит горох?

Итог

- Ребята, сегодня вместе с Дюймовочкой вы выполнили много заданий и научились решать задачки.

Публикации по теме:

«Двенадцать месяцев». Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей: Социализация, Музыка, Физическая культура. Цель: Дать представление.

Конспект занятия по математике «Поможем Незнайке решать задачи» МБДОУ ЦРР детский сад 1 категории № 7 «Белочка» г. Зверево Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Научим Незнайку.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:49
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...