Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»

Ксения Налимова
Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»

Цель: познакомить детей с арифметической задачей, с ее структурой; учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ задачи.

Материал: картинка с изображением Дюймовочки, таблица «Структура задачи», игрушки: «семейство» жуков – мама, папа, дочь, сын, 5 кружков, картинки с изображением бабочек, бубен.

Ход занятия:

- Ребята, вы уже много знаете: считать, отгадывать математические загадки. Сегодня мы с вами будем знакомится с арифметической задачей.

Разминка:

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать -

Кто их сможет сосчитать?

(Четыре жука)

Дети называют по порядку всё «семейство» жуков: дочка, сын, отец и мать.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Сколько всего членов семьи у жуков?

- Кто стоит первый, кто последний?

Игра «Составь рассказ»

-А теперь, давайте составим рассказ про семейство жуков по новой схеме:

Дети составляют следующий рассказ: «На лугу гуляло семейство жуков. Сначала вышло погулять 2 жука, а потом еще 2. Сколько всего гуляло жуков на лугу?

После рассматривания схемы и составления рассказа, педагог проводит беседу с детьми:

-Чем этот рассказ отличается от тех, что мы составляли раньше? (в схеме есть знак вопроса, рассказ заканчивается вопросом).

- Ребята, оказывается что рассказ, заканчивающийся вопросом, отвечая на который, надо выполнить какое-то арифметическое действие (прибавить или отнять, называется задачей.

Что такое задача?

Вдруг под музыку входит маленькая девочка – Дюймовочка.

- Дюймовочка говорит, что слышала, что на занятии дети будут решать задачи, и она бы вместе с ребятами хотела, как можно больше узнать о задачке.

- А что такое задача – она не знает. Давайте поможем Дюймовочке разобраться.

- Под одной шляпой четыре брата стоят (стол)

- Это задача? (Нет) что это? (Загадка)

- Пять чуланов, одна дверь (перчатка)

- Это задача? (Нет, загадка.)

- Жили у бабушки веселые гуси: один – серый, другой – белый.

- Это задача? (Нет, слова из песни.)

- А если я продолжу: сколько гусей было у бабушки? Что получится? (Задача)

- Давайте расскажем Дюймовочке, как отличить задачу от загадки или даже слов из песни?

Воспитатель рассказывает о том, что в задаче обязательно есть вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать.

- Что еще есть в задаче?

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает, задавая наводящие вопросы. Вместе делают вывод о том, что в задаче есть условие – то, что известно, то, что мы уже знаем.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить: сложить или отнять.)

- Значит у задачи есть что? (Решение)

- Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли (Ответ)

После объяснения воспитатель весит на доску табличку:

Задача

Условие

Вопрос

Решение

Ответ

- Теперь Дюймовочка легко сможет узнать и решить задачу.

Физкультминутка

1. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас с Дюймовочкой (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед);

2. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков – кружки показывает Дюймовочка (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках);

3. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим – Дюймовочка ударяет бубен (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз).

- А теперь давайте попробуем решить задачи Дюймовочки

Задача № 1

- У Мыши было семь зернышек. Дюймовочка съела одно зернышко. Сколько стало зернышек у Мыши.

- Скажите дети, является ли прочитанный текст задачей?

- Да. (ответ детей)

- Давайте попробуем составить схему к задаче.

- Обозначим квадратиками известные числа, а кружком вопрос к задаче.

- И не забудем, что если стрелочки расходятся, то это вычитание, а если стрелки сходятся, то это сложение.

Дети составляют следующую схему:

- А теперь составим запись решения задачи: (7 - 1)

- Почему надо отнимать?

- Потому что Дюймовочка съела одно зернышко (ответ детей)

- Найдите ответ к задаче.

- Запишем равенство (7 – 1 = 6).

-Скажите ответ.

- У Мыши осталось 6 зернышек (ответ детей)

Задача № 2

- Дюймовочка рассказала, что когда жаба её оставила одну, то сама отправилась готовиться к свадьбе. Ей очень захотелось поделиться радостью с подружками.

У Жабы на болоте сначала было 6 подружек.

Вдруг одна подружка,

Шумно квакать стала и куда-то ускакала.

Сколько подружек осталось на болоте у Жабы?

-Докажите, что это задача.

- Что известно про жабу?

- Сколько жаб было сначала?

- Сколько жаб убежало?

- Каким действием нужно обозначить то, что одна подружка жабы убежала?

- Вычитанием (ответ детей)

- Почему вы выбираете вычитание, а не сложение?

- Потому что одна подружка у Жабы убежала, значит, их стало меньше, значит, надо вычесть (ответ детей)

- Теперь запишем выражение: 6 – 1.

- Скажите, как его закончить?

- Поставить знак «=» (ответ детей)

- И получаем выражение 6 – 1 = 5

- Воспитатель предлагает детям составить схему к задаче.

Интересная задачка

- Запасы крота лежат в трёх банка. Пшеница лежит не в круглой и не в прямоугольной банке. Овёс – не в квадратной и не круглой. В какой лежит горох?

Итог

- Ребята, сегодня вместе с Дюймовочкой вы выполнили много заданий и научились решать задачки.

Публикации по теме:

«Двенадцать месяцев». Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей: Социализация, Музыка, Физическая культура. Цель: Дать представление.

Конспект занятия по математике «Поможем Незнайке решать задачи» МБДОУ ЦРР детский сад 1 категории № 7 «Белочка» г. Зверево Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Научим Незнайку.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Игра-занятие по математике «Дюймовочка в гостях»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Мы веселые мухоморчики.
Хвастал в роще Мухомор: - Ах, красив на мне убор! Позавидует любой Красной шляпе с бахромой! Автор Т. Керстен В детском саду проходил осенний...
Фотоотчет: «Страна Читалия» — оформление холла
«Есть страна Австралия, Есть страна Италия, А ещё на свете есть Вот какое чудо: Есть страна Читалия! Мы как раз оттуда». Здравствуйте, гости дорогие! Мы...
«Пропавшая Снегурочка». Сценарий Новогоднего праздника в старшей разновозрастной...
Сценарий Новогоднего утренника в детском саду Старшая разновозрастная группа 2017 «Пропавшая Снегурочка» Фонограмма … 001. Ведущий. Что происходит...
Коллективная работа из ниток «Символ года-2018»
Каждый год, делая коллективную работу к Новому году, я стараюсь выбрать что-то новое и интересное для детей. Собачку я решила предложить сделать детям из...
Поделка на конкурс «Ёлка безопасности дорожного движения»
В этом году моему старшему сыну , в школе, предложили поучаствовать в конкурсе "Ёлка безопасности дорожного движения". Конечно он с радостью согласился , и...