Получи документы

Проект «Игра — жизнь детей»

Токбаева Дана Муаедовна
Проект «Игра — жизнь детей»

Актуальность

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Публикация «Проект „Игра — жизнь детей“» размещена в разделах

Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:

В программе «Детство», реализуемой в детском саду, развитие игровых умений рассматриваются в разделе «Развитие игровой деятельности», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования детей средней группы СП №19

(2016-2017 учебный год)

Направление развития Уровень развития на начало года Уровень развития на конец года

Развитие игровых умений детей (раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается) Высокий – 15%

Средний – 65%

Низкий – 20% Высокий – 42%

Средний – 42%

Низкий – 16%

В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.

Новизна по сравнению с аналогами.

Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л. С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.

Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:

• творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);

• дидактические;

• игры-экспериментирование;

которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная компетенция, по определению Т. Б. Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.

А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.

Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у младшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1) :

• Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.

• Умение получать необходимую информацию в общении.

• Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.

• Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

• Умение спокойно отстаивать свое мнение.

• Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

• Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).

• Умение уважительно относится к окружающим людям.

• Умение принимать и оказывать помощь.

• Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:

• необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;

• важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.

Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.

Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач

Цель проекта : развитие коммуникативной компетентности у младших дошкольников через организацию игровой деятельности.

Основные задачи проекта :

• Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.

• Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

• Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.

Содержание и механизм реализации

С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:

Основные

направления и задачи проекта Важнейшие индикаторы проекта Перечень методик (параметров,

периодичность

1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников. Диагностический материал, соответствующий теме проекта 1. Диагностика развития игровых умений (по программе (см. приложение 1).

2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 2)

Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников. Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «От рождения до школы» Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т. д.)

Перспектива на будущее Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.

Приложение 1

Диагностика формирования игровых умений у детей ___группы на ___год

№ Фамилия, имя ребенка Творческие игры Дидактические игры Уровень развития

Игровые умения Речевые умения Игровые умения Речевые умения

Итого по вопросу

Уровни освоения программы

Низкий. Игры однообразны. Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден. В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.

Средний. Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты (бытовые, трудовые, общественные, по мотивам знакомых сказок). Игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роли других участников игры. Действует в принятой роли, пытается передать не только систему действий, но и характер игрового персонажа. Участвует в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых сказок. Пытается справедливо разрешать споры. Прибегает к общепринятым способам распределения ролей в случае споров (считалки, жребий, очередность).

Хорошо знает несколько подвижных игр, хороводных игр, настольно-печатных и словесных игр, называет любимые игры. В играх с готовым содержанием понимает игровую задачу, следует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным. Проявляет настойчивость в достижении результата.

Высокий. У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Придумывает игры с продолжением, активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях. Знает много подвижных, настольно-печатных, словесных игр, считалок, прибауток. В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты игр, действуя по аналогии с известными и творчески.

Приложение 1.

Диагностика коммуникативной компетенции

у среднего дошкольника

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 4-5 лет осуществляется по следующим параметрам:

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

1. Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.

2. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

3. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

4. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

5. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).

6. Умение уважительно относится к окружающим людям.

7. Умение принимать и оказывать помощь.

8. Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата, либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения, на помощь взрослого

Приложение 2

Качественная характеристика уровней сформированности коммуникативной компетентности

Высокий уровень (24-30 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (10-15 баллов)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослыми опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников, замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (6-9 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо не способность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.

План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра

Мероприятия (этапы) Задачи Ответственный Срок проведения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП - проведение диагностического обследования воспитанников старшей группы с целью изучения сформированности игровых умений на начало учебного года;

- проведение опроса родителей с целью изучения уровня готовности и мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе согласно теме проекта

- рассмотрение и утверждение доработанного педагогического проекта на педагогическом совете.

- теоретическое осмысление проблемы проекта, осуществление концептуализации основных направлений проектной деятельности (отбор, изучение, анализ литературы, составление методических материалов)

- консультации с педагогами и родителями по возникающим вопросам и проблема в ходе реализации проекта

- подбор игр по теме проекта в соответствии с возрастом детей;

- создание необходимой игровой дидактической среды для реализации проекта

Ожидаемые результаты

• Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.

• Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.

• Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

• Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

• Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.

Трансляция проекта

• Презентация проекта в СП

• Публикация в сборнике методических рекомендаций.

• Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

• Отзывы родителей.

• Диагностика игровой деятельности.

Дальнейшее развитие проекта

• Создание игровой комнаты в группе.

• Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации сюжетно-ролевой игры.

• Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.

• Пополнение альбома «Моя семья» новыми разделами «Наши увлечения», «Больше всех с мамой (папой) мне нравится…»

• Организация встречи с интересным человеком – раз в месяц.

Литература:

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 2014 г.

2. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение»,2013 г.

3. Программа «Детство» : ./ Под ред. Т. И. Бабаевой, Л. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб, 2015 г. .

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 4-5 лет / Под ред. Н. В. Верещагина. – М., 2016 г.

5. Меркулова, Е. А. Дубинина, Т. А. Котова и др. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»

6. А. Н. Давичук «Обучение и игра»8. В. П. Исаенко «Игры наших детей»

7. М. Г. Агевелян. Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

8. Журнал «Дошкольное воспитание №12 2014г., №8 2015г., №11 2013 г.

9. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2011г., №2 2016г.

10. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2009г.

11. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с ребенком»

12. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Игры с правилами в детском саду»

Игровая деятельность

Публикации по теме:

Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи»Детско — взрослый проект «Вторая жизнь ненужной вещи» Актуальность проекта: В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Кукла — это маленькая жизнь»Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Кукла — это маленькая жизнь» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Летний проект «Лето — это маленькая жизнь»Летний проект «Лето — это маленькая жизнь» Проект «Лето – это маленькая жизнь» (старшая группа) Тип проекта: - познавательный, игровой Продолжительность: краткосрочный Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игра — жизнь детей»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 07:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД