Играем пальчиками-развиваем речь

Маргарита Гришина
Играем пальчиками-развиваем речь

Развитие речи является одной из важнейших задач психического и личностного развития ребенка дошкольника.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — период активного становления речи и поэтому именно в этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание речевому развитию ребенка. Учеными доказано, что уровень развития речи тесно связан со степенью развития пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики оказывает положительное воздействие на своевременное развитие речевого аппарата ребенка, так как между центрами, отвечающими за эти действия в коре головного мозга, по законам высшей нервной деятельности устанавливается взаимодействие.

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш малыш вовремя и правильно научился говорить — развивайте его пальчики. Для этого дома необходимо иметь такие игрушки как пирамидки, кубы-вкладыши, плоскостные вкладыши, сборно-разборные деревянные игрушки (3-х местную матрешку, бочонки и т. п., крупную мозаику, шнуровки, разрезные картинки из 2-4 частей, конструкторы, наборы для игр с песком и водой.

В настоящее время на прилавках магазинов можно увидеть богатое разнообразие дидактических игр и игрушек, стимулирующих моторное развитие детей раннего возраста. Но мало кто задумывался, что огромный потенциал для развития ручной умелости и пальцевой моторики дает малышам сама жизнь. Дети проявляют активный интерес к необычным игрушкам: к различным кнопкам, защелкам, замочкам, выключателям. Они с любопытством открывают баночки, коробочки, шкатулки и т. п. Любят проталкивать мелкие предметы в отверстия. Родителям необходимо поддерживать подобные потребности детей. И в этом им помогут игрушки, сделанные вручную из обычных предметов домашнего обихода и подручного материала.

Представляем вашему вниманию те из них, которые пользуются у малышей наибольшей популярностью.

На досочку укрепите выключатель, диск телефона, кнопку дверного звонка, разнообразные защелки: крючок, шпингалет, дверную цепочку, навесной замочек с ключом и т. п. Многофункциональное игровое пособие вызовет у малышей активный интерес, положительные эмоции, желание действовать с ним продолжительное время. Кроме того, разнообразные моторные действия активизируют движения рук, кистей, пальцев, укрепляют их силу.

«Чудесный кошелечек». Сшейте малышу из плотной ткани кошелек с застежкой на пуговицах (кнопках, молнии). В него положите небольшие предметы и игрушки (крупную пуговицу, небольшие фигурки животных, машинку, лоскуток ткани или меха, ключ и т. п.). Пусть ваш малыш достает предметы по одному, исследует их, называет, рассказывает и показывает, как можно поиграть с игрушкой, убирает их обратно и застегивает кошелечек. Подобные моторные действия развивают движения и силу кистей рук, пальцев, активизируют речь ребенка.

Вместо кошелечка можно сшить мешочек на шнурке, или дать ребенку яркую коробочку, баночку с крышкой. Помните о том, что играть с мелкими предметами малыш должен под вашим присмотром.

«Баночка- копилка». Обклейте металлическую баночку из под кофе яркой бумагой. В крышке сделайте отверстие для вкладывания крупных пуговиц как у копилки. Можно сделать несколько отверстий для вкладывания в баночку цветных палочек (счетные палочки). Хорошо если пуговицы подберете 4-х основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый — эти цвета ребенок должен усвоить до трех лет. Пусть малыш опускает пуговки и называет их цвет. Научите ребенка самостоятельно открывать и закрывать крышку банки, это действие хорошо укрепляет силу ладоней и пальцев.

«Переложи шарики ложкой». В мисочку положите пластиковые шарики (от погремушек). Дайте малышу деревянную ложку и свободную мисочку. Предложите ему переложить шарики по одному в другую мисочку, используя ложку. Во время игры можно называть цвет шариков. Игра развивает координацию рук, умение пользоваться предметом-орудием.

Игры с прищепками. Положите в коробочку цветные прищепки. Из плотного картона вырежьте силуэт ежика, елочки, солнышка. Предложите ребенку сделать из прищепок ежику иголки, солнышку- лучики, покажите способ действия.

Дайте малышу длинный шнурок, покажите как можно прикреплять к нему прищепки. Усложните задание: прикреплять прищепки чередую по цвету. Подобные игры развивают умение последовательно выполнять элементы моторного действия, силу пальцев. Со шнурком можно поиграть по-другому. Дети очень любят нанизывать на шнурок колечки от пирамидок, бигуди. Полезно играть бигудями с липкой лентой, они прекрасно массажируют пальчики малыша, развивают их тактильную чувствительность.

Игры с крупой, рисуем пальчиками. На большой поднос равномерно насыпаем слой манной крупы. Покажите ребенку как можно пальчиком нарисовать солнышко, дождик, домик и т. п.

«Пальчиковый бассейн». Насыпьте в маленькую миску горох, спрячьте в нем несколько мелких игрушек, предметов. Предложите малышу опустить пальцы одной руки в горох (другая придерживает мисочку) и достать игрушку, назвать ее или рассказать о ней.

«Разложи по коробочкам». Дайте ребенку мисочку с фасолью и горохом. Предложите рассортировать предметы по отдельным коробочкам. Покажите способ действия. Главное, чтобы малыш брал предметы по одному, захватывая кончиками большого и указательного пальцев. Игра активизирует движения пальцев, формирует пальцевой захват предмета.

Игры с водой. Самые любимые игры малышей. Налейте в таз воды, предложите ребенку вылавливать их по одному ситечком и складывать в ведерко. Можно вылавливать пластиковые колечки палочкой. Во время игры задавайте ребенку вопросы: какого цвета шарик ты поймал, что ты делаешь, чем достаешь шарик, куда кладешь шарик и т. п.

Не меньшее удовольствие детям доставляет переливание воды. Для этой игры положите на стол поднос. Переливать воду можно из одного стаканчика в другой, из одной пластиковой бутылочку в другую с помощью воронки, из одного ведерка в другое с помощью большого шприца. После игры предложите ребенку убрать воду с подноса с помощью губки.

Игры с водой развивают ручную умелость, орудийные действия, силу кистей рук и пальцев, активизируют речь.

И так, уважаемые родители, проявляйте фантазию. Только ваше искреннее желание увлечь своего ребенка интересной и полезной игрой обязательно даст плоды. В процессе игр моторного характера ребенок обогатит свой словарный запас слов разными частями речи, научится общаться, отвечать на вопросы, говорить сложными предложениями.

Гришина М. А. ,

воспитатель высшей

квалифицированной категории.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Статья «Игра и речь детей раннего возраста» Раннее детство - это период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Овощи
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Играем пальчиками-развиваем речь
Опубликовано: 12 марта 2014 в 18:35
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...