«Играем — речь развиваем!» Консультация для родителей

Наталья Мельникова
«Играем — речь развиваем!» Консультация для родителей

ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!

Учитель – логопед МБДОУ № 87 г. Мурманска

Мельникова Наталья Вячеславовна

высшая квалификационная категория

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.

Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

Вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и

семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока» - одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки можно и на прогулке, а также по дороге в детский сад, в транспорте.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка, тренировать грамматически правильную фразовую речь. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др. Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в изменившейся обстановке, в отпуске, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в деревне ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «порыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую малыш увидит растения в разную пору их развития (рост, цветение, плодоношение, увядание, поймёт, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах ребёнок просто будет их знать, даже если повторить эти слова ему трудно. Постепенно новые слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как: «Какое слово лишнее?», «Лилипут и Великан», «Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Один – Много». Во всех играх обязательно взрослый и ребёнок меняются ролями.

Ребёнку будет очень интересно узнать от бабушки и дедушки об их любимых словесных играх. А игры в то время были замечательные: «Испорченный телефон», «Я садовником родился», «Что хотите, то купите, да и нет не говорите», «Съедобное – несъедобное» и многие другие.

В общем-то, ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость.

Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«Играем — речь развиваем!» Консультация для родителей
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 23:50
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...